2Vtzqv4Hz9U

В городе на Неве состоялся международный этнический фестиваль «Музыки мира»

Похоже, североатлантический циклон «Отилия» пришел в Петербург с определенной целью — сорвать open-air, проходивший 10 и 11 августа в Парадном дворе Шереметевского дворца. И в какой‑то момент перед открытием субботней концертной программы даже показалось, что ему это удастся. По крайней мере из 2,6 тысячи зрителей, зарегистрировавшихся на IX международный этнический фестиваль «Музыки мира», к ее началу явились от силы две-три сотни.

В городе на Неве состоялся международный этнический фестиваль «Музыки мира» | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Самые стойкие, смелые и верные поклонники стилей и жанров с приставкой «этно» и без нее (в фестивальной афише — этно-рок, этно-фьюжн, фанк, электроника, эмбиент, горловое пение, нью-эйдж и многое другое) не испугались залповых ливней, затопленных водой дорог и черных туч на горизонте, обещавших продолжение погодной вакханалии.

И, как показало дальнейшее развитие событий, они не просчитались. Те, кому не хватило сидячих мест в «зале», расставляли предусмот­рительно захваченные из дома раскладные стульчики, расстилали на мокрой траве клеенки и покрывала — готовились слушать долго. Непредусмотрительные как воробьи рассаживались на цоколе здания Музея музыки или просто наслаждались шоу, стоя перед сценой или свободно перемещаясь по курдонеру. В последнем случае было видно, что любители этнической музыки в Петербурге — это преимущест­венно молодой и хорошо социализированный слой, в котором многие знают друг друга и на фестивали ходят семьями или большими компаниями.

Открыть программу доверили единственному иностранцу — индийцу Джигнешу Шету, играющему на барабанах табла. В компании с российскими музыкантами — исполнителями на других инструментах за полчаса на сцене он погрузил аудиторию в глубокое умиротворение и покой, едва ли не в транс. Вот такая она — традиционная музыка жаркой и древней родины йоги…

Сменившие Джигнеша музыканты группы Veri из Петрозаводска по самому своему складу должны были быть людьми северными, то есть холодноватыми, но именно они сумели по‑настоящему раскачать и зажечь слушателей своей «новой музыкой карельских болот». Казалось бы: тот же электронно-акустический фьюжн, те же медитативные напевы, но эти ритмы не столько завораживают и гипнотизируют, сколько погружают в глубины мира дикой северной природы и народных преданий, заставляя нутром почувствовать всю их мощь и колдовскую силу.

Главный инструмент — карельский струнно-смычковый йоухикко. Его голос тягучий, но при этом сильный и уверенный. В отличие от классических струнно-смычковых у него нет грифа, а струны музыкант зажимает тыльной стороной пальцев. Йоухикко в руках у Владислава Демина. С детства он занимался академической музыкой, играл на скрипке. Повзрослев, увлекся карельской культурой, стал осваивать народные инструменты и даже самостоятельно делать их. Он рассказал, что Veri в переводе с финно-­угорских языков означает «кровь» и что в консерватории Петрозаводска сущест­вует финно-угорская кафедра, которая успешно готовит этномузыкантов.

— Петербуржцам мы представили наигрыши, записанные в Карелии больше ста лет назад финским этнографом и этномузыковедом Вяйсяненом, — пояснил он. — Мы не опираемся на этнозвучание, и у нас нет какой‑то особой миссии популяризации карельской культуры. Мы просто уже много лет находимся в этой этно-фолковой культурной среде. Тексты традиционные, мелодии в основном тоже. Но есть и авторские, которые мы сочиняем сами в традиционной мелодике и даже в отрыве от нее.

Высокий и светлый голос солистки группы поначалу осторожно вплетается в мощный хор нескольких акустических и электронных инструментов, а потом как бы окутывает, опутывает его, становится все более ярким и властным, и вот уже уверенно ведет музыку вперед, играя с этой самой каменно-глубинной природной силой… Будто подтверждая магическую природу этого звучания, небо над Фонтанкой за считанные минуты светлеет, а потом и вовсе освобож­дается от обложных туч, солнце победительно обрушивается на фестивальную площадку… Колдовство да и только!

Музыка2_Ше-Ма.jpgФОТО Марии ШЕРИХ

Это самое магическое звучание, пожалуй, можно считать фирменной особенностью традиционной музыки большинства северных и восточных народов России. Оно и понятно: большинство этих культур выросли из шаманизма. В такой музыке мало сладкого и усып­ляющего, как в других землях, но много необъяснимого и непредсказуемого. В ней — сама бесконечность. Космос.

И кто тут скажет, что только русская душа — загадочная?

Главное условие участия в фес­тивале «Музыки мира» — это современное исполнение, не­ожиданные эксперименты со стилями и жанрами, открывающие в традиционной народной музыке новый потенциал. Ежегодно ему предшествует открытый конкурс в соцсети VК. Оценивают музыку как подписчики, так и профессиональное жюри. Победителей приглашают выступить на фестивале. А еще — победителей прошлых лет, уже полюбившихся зрителям.

— В этом году у нас было беспрецедентное количество заявок от музыкантов, — рассказывает автор идеи и художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева. — Нынче зрителями победа была единогласно присуждена группе «Хаерако’cей» из Нарьян-Мара, исполняющей медитативный северный фолк с элементами рока. Выбор профессионального жюри пал на мос­ковский коллектив Kivi Niemi, который исполняет аутентичные русские мелодии в современной аранжировке, сочетая гусли, балалайку и рожок с низкими вибрациями безладового баса и барабанными ритмами. И хотя по положению о конкурсе победитель в каж­дой группе должен быть один, мы все же пригласили еще один коллектив, покоривший всех профессионализмом исполнения. Это ансамбль Sumorota — молодые музыканты, выпускники Гнесинского училища, исполняющие многонациональный музыкальный микс.

В числе групп, знакомых по прежним фестивалям, тувинская «Хоомей бит» (Khoomei Beat) и бурятская «Намгар» (Namgar) — они стали хедлайнерами концертов. Музыканты первой умело вплетают медитативные мелодии тувинского фольклора в фанковые ритмы. Мелодии «Намгар» уходят корнями в древнее наследие бурят-монгольских кочевников, а уникальный голос Намгар Лхасарановой и ее игра на ятаге гармонично синтезированы с современным стилем этно-фьюжн.

— Наша культурная миссия — помогать регионам популяризировать свою национальную музыку и традиционную культуру через современное осмысление, поддерживать исполнителей в поиске собственного уникального стиля, основанного на этнических корнях, — поясняет Ирина Ярославцева.

Фестиваль «Музыки мира» — это ежегодный проект Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ), объединяющего пять музеев, в том числе и Музей музыки в Шереметевском дворце. Концепция фестиваля отталкивается от богатейшей коллекции музыкальных инструментов, которая хранится в Музее музыки. Музейщики уверены: инструменты не должны быть молчаливыми…

— Шереметевский дворец для размещения коллекции музыкальных инструментов нам передали в 1990 году, — рассказывает директор СПбГМТиМИ Наталья Метелица. — Капельмейстер Александра III барон Штакельберг стал их собирать, положив начало придворному музею музыкальных инструментов. Помимо классических в ней был большой раздел инструментов этнических. Сегодня это настоящая жемчужина России, входящая в пятерку лучших коллекций мира. Идея фестиваля — популяризировать эту коллекцию в звуках и ритмах современной музыки. Наша сверхзадача — как можно шире и детальнее ознакомить публику с коллек­цией и историей Шереметевского дворца.

А потому два фестивальных дня дворец прожил в необычно оживленном режиме: с полудня и до пяти вечера — дюжина экскурсий, по три каждый час. Еще больше — мастер-классов (плетение из бересты, живопись, ткачество, римская мозаика). Но главное и самое, пожалуй, интересное — творческие встречи с музыкантами. Они рассказывали о своей культуре и музыке, отвечали на вопросы, которых было немало. Знакомили гостей с самыми необычными традиционными инструментами и техниками исполнения музыки, устраивая небольшие уроки коллективной импровизации.

Музыка1_Ше-Ма.jpgФОТО Марии ШЕРИХ

Об особенностях игры на игиле, дошпулууре и бызаанчи аудитории рассказали музыканты группы «Хоомей бит». Но гвоздем прог­раммы стали все же не струны из конского волоса, а человеческий голос (правда, звучащий иногда как нечеловеческий) — древнее тувинское горловое пение.

Кстати, в самом названии этой этно-поп-рок-группы использовано именно оно.

— Хоомей (или хумей) — это и есть тувинское горловое пение, один из основных стилей нашей музыки, — говорит участница «Хоомей бит» Байлак Монгуш.

Имеют ли какую‑то ценность для современного слушателя (помимо исторической, конечно) игил, дошпулуур, бызаанчи, а также ятаг, хомус, морин хуур, йоухикко, цимбалы, кантеле? Могут ли они в эпоху тотального диджитал конкурировать за его внимание с «космической» электронной музыкой?

Желающим разобраться в этом вопросе — прямой путь на следующий фестиваль «Музыки мира». Он, кстати, обещает многое — будет уже десятым, практически юбилейным. А до того «примерить» на себя эту музыку можно в Сети — у трансляций фестиваля в ней ежегодно сотни тысяч просмотров…

Читайте также:

Состоялись первые авторские экскурсии научных сотрудников Русского музея по масштабной программе «Новый взгляд на Летний сад»

В Мемориальном музее Суворова работает выставка «Первая мировая война в работах художников-баталистов»

#фестиваль #этническая музыка #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7725) от 13.08.2024 под заголовком «Просто космос».


Комментарии