Завершился XXXII музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в Мариинском театре

Завершился XXXII музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» в Мариинском театре | ФОТО Roman Suslov on Unsplash

ФОТО Roman Suslov on Unsplash

В адрес «Звезд белых ночей» иногда раздаются голоса, упрекающие фестиваль в некоторой расплывчатости границ. Почему, например, на закрытии звучит «Золото Рейна», а остальные три части — «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» — уже вне прог­раммы? Однако в таком планировании есть символическое зерно: каждое завершение — это и начало. Мариинский театр по‑прежнему единственный в России, имеющий в репертуаре «Кольцо нибелунга» и все десять зрелых опер Вагнера, некоторые снова будут исполнены уже в сентябре, в начале следующего, 242-го, сезона.

А в «Золоте Рейна» в конце сезона блистали как именитые вагнеровские певцы Евгений Никитин в партии Вотана, Михаил Векуа (Логе), Анна Кикнадзе (Фрика), так и молодые. Глеб Перязев и Мирослав Молчанов дебютировали в партиях Фафнера и Фазольта, а Ярослав Петряник блестяще исполнил роль главного злодея «Кольца» — нибелунга Альбериха. И, конечно, всю масштабную вагнеровскую космогонию создавал замечательный оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, художественным руководителем фестиваля, за пультом. С новым светом Глеба ­Фильштинского и видео студии «Шоу Консалтинг» спектакли «Кольца» смотрятся ярко и современно, тем более что концепция обновления постановки принадлежит самому Валерию Гергиеву.

Фестиваль остается самым масштабным и продолжительным музыкальным форумом Петербурга, в рамках которого умещаются внутренние циклы, абонементы и фестивали. Одним из них стал «Гений места. Санкт-Петербург — Ораниенбаум», посвященный Игорю Стравинскому. За четыре дня «интенсива Стравинского» состоялись в общей сложности 12 монографических концертов и спектаклей, в том числе два — в парке Ораниенбаума. В мини-фестиваль вошла премьера одноактного балета «Концертные танцы» в хорео­графии Александра Сергеева. «Вопреки хореографическому названию «Концертные танцы» (Danses concertantes для камерного оркестра) не сочинялись с мыслью о танце», — говорил композитор. Хотя, возможно, и лукавил, так как сам после оркестровой премьеры в 1942 году предложил Джорджу Баланчину поставить на эту музыку балет, а части ее уже изначально носили балетные названия.

Для Александра Сергеева «Концертные танцы» — это соревнование, по его словам, «солистов друг с другом, солистов — с пятью парами, танцовщиков — со сложным ритмом, наконец, соревнование меня с самим собой». В прошлом году он представил балет в Ростовском государственном музыкальном театре, сейчас — перенес на сцену Мариинского. «Концертные танцы» были представлены на фестивале в нескольких составах в сочетании с «Поцелуем феи» и «Свадебкой». Конечно, без балетного Стравинского фестиваль не представить, но была и интереснейшая концертная программа, полная редко звучащими произведениями, такими как «Симфония псалмов» (ею продирижировал Джеми Джан Делиорман) или эпичный «Царь Эдип», которым с удовольствием дирижирует Гергиев, собирая на концертное исполнение мариинских звезд.

К слову о звездах, участие которых как раз и составляет концепцию большого фестиваля. Открывал Стравинский-фест вместе с Гергиевым Денис Мацуев — они исполнили Каприччио для фортепиано с оркестром. Еще один практически ночной концерт позволил услышать знаменитого венгерского скрипача Кристофа Барати в Концерте для скрипки с оркестром Стравинского. Монографическая программа, которой продирижировал Гергиев, включала также Симфонию in C и музыку балета «Игра в карты». Так что этот фестиваль в фестивале был очень интересным. И даже на занимавший меня вопрос, почему в Мариинском пока не берутся за оперу Стравинского «Похождения повесы», тоже нашелся ответ: несколько позже она прозвучала в концерте.

Кристоф Барати стал одной из немногих западных звезд, при­ехавших на фестиваль, так что даже слово «международный» из его названия исчезло. Другой стал легендарный итальянский бас Ферруччо Фурланетто, он исполнил партию Фиеско в опере «Симон Бокканегра». Возможно, возраст певца, выступавшего еще с Караяном, берет свое, но выдающийся артистизм, школа, образ, созданный Фурланетто, не забудется, что в полной мере оценила публика, восторженно его принимавшая. Но и весь ансамбль солистов был очень хорош: монгольский победитель позапрошлого конкурса Чайковского Арунбаатар Ганбаатар в заглавной партии Бокканегры, Татьяна Сержан (Амелия), Мигран Агаджанян (Габриэль Адорно).

Вообще фестиваль был богат на выступления своих звезд, Ильдар Абдразаков мало того что спел Филиппа IV в «Дон Карлосе», но и открыл в рамках «Звезд» собственный фестиваль. Елена Стихина нашла время в своем напряженном гастрольном графике не только для того, чтобы выйти в оперных партиях, в том числе в «Саломее», с которой и началась ее слава в Петербурге, но и представила еще камерную программу. Юлия Маточкина, востребованная на главных мировых сценах, спела Кармен. Вообще вторая часть фестиваля получилась исключительно звездной, если посмотреть на составы репертуарных спектак­лей. Начало же фестиваля было связано с юбилеями, прежде всего 225‑летием со дня рождения Александра Пушкина, 180‑летием — Николая Римского-Корсакова и даже грядущее 200‑летие Антона Брукнера было отмечено исполнением оркестром Мариинского театра под управлением Гергиева его Восьмой симфонии.

А еще фестивальную афишу очень украсили очередные гастроли Большого театра, на сей раз с балетами «Иван Грозный» и «Пиковая дама». Балетная «Пиковая» очень интересно перекликалась с оперной, которая тоже звучала на фестивале дважды. Причем на открытии партию Германа пел солист Большого театра Олег Долгов, а во втором спектакле — солист московского Театра Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов. Балет же на музыку Чайковского — Красавина не следует ни за оперным либ­ретто, ни за повестью Пушкина, предлагая свой вариант истории «трех карт» (автор либретто спектакля Валерий Печейкин).

Для композитора Юрия Красавина это уже второй балет по «Пиковой даме». В своей партитуре композитор следовал за Чайковским: «все мелодическое здесь отдано Петру Ильичу, но при этом нет ни одного такта из первоисточника», который он бы не переделал. Хореографически постановка Юрия Посохова тоже оказалась очень интересной, особенно в час­ти мужского балета. Удалось побывать на спектакле, где главную роль танцевал Дмит­рий Смилевски, Лизу — Ева Сергеенкова. Но и старая Графиня в спектакле — это тоже мужская партия (Вячеслав Лопатин), причем дающая богатый материал для перевоплощения не только в сцене бала и в своей комнате, но и в качест­ве очень прилипчивого призрака, который сводит Германа с ума и не оставляет его и во время ­безумия. Визуально спектакль оформлен Полиной Бахтиной, Глебом Фильштинским и студией «Шоу Консалтинг» очень интересно и современно. В спектаклях был задействован оркестр Большого театра под управлением Павла Клиничева. Надо сказать, что обменные гастроли между Мариинским и Большим идут с огромным успехом — в этом сезоне пуб­лика увидела две оперы и четыре балета Большого.

Оглядываясь на сезон в целом и на фестивали театра и видя интерес публики (по данным театра, спектакли сезона посетили около 2 млн человек, а трансляции собрали около 7 млн просмотров в 53 странах), понимаешь, насколько огромен потенциал Мариинского театра, способного практически на своих внутренних резервах создать такую интенсивность ярчайших художественных событий.

Читайте также: 

Новые звёзды оперы: подведены итоги международного конкурса имени Образцовой

В библиотеке имени В. Маяковского открылась выставка-посвящение «Маяковский. Трибьют»

#Мариинский театр #фестиваль #Звезды белых ночей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Фестиваль для 53-х стран».


Комментарии