В Петербурге снимают рельсы, ведущие к исчезающим заводам

В нашем городе с каждым годом все меньше железнодорожных переездов. Их далеко не всегда заменяют путепроводами — иногда просто демонтируют…

В Петербурге снимают рельсы, ведущие к исчезающим заводам | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В советское время чуть ли не каждый более-менее крупный завод в Ленинграде имел свой железнодорожный путь. Именно с помощью товарняков тогда доставляли сырье и вывозили готовую продукцию. Теперь же время автомобильных перевозок, а потому неповоротливые поезда постепенно покидают Петербург. Наверное, каждый читатель сможет без труда вспомнить ржавые рельсы в окрестностях его дома.

Сейчас в городе несколько десятков неиспользуемых переездов: то, что составы по ним не ходят, видно как по отсутствию наката на рельсах, так и по многомесячной грязи, которой они покрыты. Тем не менее власти неохотно идут на их демонтаж.

Лет десять — пятнадцать назад в Петербурге существовала программа демонтажа неэксплуатируемых и малоиспользуемых железных дорог. Ответственным за работы был комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). Причем процесс широко освещался в прессе. В 2012 году тогдашний председатель ведомства Алексей Бакирей лично показывал журналистам, как убирают переезд на проспекте Большевиков рядом с улицей Новоселов. Это был путь от станции Нева к фабрике «Красный ткач» и Писчебумажной фабрике имени Володарского на Октябрьской набережной…

Помимо проспекта Большевиков в 2000 — 2010‑х ушли в историю переезды на Кременчугской, Якорной, Киевской, Кубинской улицах, Дальневосточном проспекте, проспекте Обуховской Обороны в истоке Обводного канала, проспекте Энгельса у «Светланы», Поселковой улице на Ржевке. Были примеры и в пригородах: в конце 2000‑х ликвидировали переезд на Цемяночной улице в Сестрорецке, по которому шел путь на местный инструментальный завод.

Но в 2012 году КТТП не стало — он вошел в состав комитета по развитию транспортной инфраструктуры, а вместе с ним прекратила существование и программа. С тех пор проходят редкие случаи ликвидации переездов. Можно вспомнить лишь утрату такого пересечения на Софийской улице в 2017 году — по нему шел путь к фарфоровому заводу на Южном шоссе, чья бывшая территория ныне застроена жилым комплексом.

Зато, похоже, теперь этот процесс вновь набирает обороты. В сентябре минувшего года сняли рельсы и взамен положили асфальт на улице Седова — на месте переезда у перекрестка с Фарфоровской улицей. Это было связано с тем, что путь шел на заводы «Трубосталь» и «Вена» на улице Бабушкина, ныне застраиваемые жильем. В нынешнем году поселок Понтонный лишился пути на Средне-Невский судостроительный завод, пересекавшего Заводскую улицу. А в ноябре так же произошло на Рябовском шоссе у выезда из города в сторону Всеволожска.

Недавно стало известно, что Пролетарский завод планирует избавить Невский район еще от двух переездов — на улицах Седова и Бабушкина у улицы Дудко. Предприятие по меньшей мере с 2011 года не пользуется путем, который шел от станции Фарфоровская вдоль улиц Цимбалина и Дудко. Часть этого маршрута утрачена: то ли охотники за металлом, то ли еще кто спилили некоторые участки рельсов. «В настоящее время решается вопрос о демонтаже железнодорожных путей необщего пользования на всем протяжении от сортировочной станции до КПП ПАО «Пролетарский завод» с последующим благоустройством», — проинформировал замгендиректора компании Юрий Комин.

А вот переезды на Лиговском проспекте и Черниговской улице возле «Ленты» убирать не хотят. Как оказалось, по рельсам иногда проходят товарняки. «На данном участке ежемесячно производятся работы по подаче-уборке вагонов с железнодорожной станции Волковская на станцию Бадаевская в объеме не менее 40 вагонов в месяц», — пояснял начальник управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади. По его словам, путем пользуется ЗАО «Аист», расположенное на Лиговском проспекте, 281. Компания производит стиральные порошки. «Демонтаж данного железнодорожного пути не представляется возможным», — сообщил Дмитрий Шпади.

Кроме того, недавно «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о курьезной истории на проспекте Энергетиков («Через пути, которых нет…» в номере от 6.12.2021). Там на участке между Магнитогорской и Якорной улицами уже давно не пользуются путями, но во время расширения проспекта, завершившегося в сентябре, переезд не только не демонтировали, но и полностью обновили — с оборудованием новых «устройств сигнализации, централизации и блокировки». И только теперь, когда бюджетные деньги освоены, Октябрьская железная дорога заявила о «закрытии путей общего пользования, расположенных на территории парка путей «Охта» станции Дача Долгорукова, ввиду отсутствия необходимости задействовать их в технологическом процессе (ранее парк использовался для временного размещения вагонов)».

Справедливости ради добавим, что новые переезды тоже появляются. В прошлом году открылся такой объект на проспекте Ветеранов западнее реки Сосновки, а в нынешнем декабре — у перекрестка улиц Подвойского и Лопатина.


#путепровод #железная дорога #демонтаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Поезда уходят из Питера».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.