В Петербурге снимают рельсы, ведущие к исчезающим заводам

В нашем городе с каждым годом все меньше железнодорожных переездов. Их далеко не всегда заменяют путепроводами — иногда просто демонтируют…

В Петербурге снимают рельсы, ведущие к исчезающим заводам | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В советское время чуть ли не каждый более-менее крупный завод в Ленинграде имел свой железнодорожный путь. Именно с помощью товарняков тогда доставляли сырье и вывозили готовую продукцию. Теперь же время автомобильных перевозок, а потому неповоротливые поезда постепенно покидают Петербург. Наверное, каждый читатель сможет без труда вспомнить ржавые рельсы в окрестностях его дома.

Сейчас в городе несколько десятков неиспользуемых переездов: то, что составы по ним не ходят, видно как по отсутствию наката на рельсах, так и по многомесячной грязи, которой они покрыты. Тем не менее власти неохотно идут на их демонтаж.

Лет десять — пятнадцать назад в Петербурге существовала программа демонтажа неэксплуатируемых и малоиспользуемых железных дорог. Ответственным за работы был комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). Причем процесс широко освещался в прессе. В 2012 году тогдашний председатель ведомства Алексей Бакирей лично показывал журналистам, как убирают переезд на проспекте Большевиков рядом с улицей Новоселов. Это был путь от станции Нева к фабрике «Красный ткач» и Писчебумажной фабрике имени Володарского на Октябрьской набережной…

Помимо проспекта Большевиков в 2000 — 2010‑х ушли в историю переезды на Кременчугской, Якорной, Киевской, Кубинской улицах, Дальневосточном проспекте, проспекте Обуховской Обороны в истоке Обводного канала, проспекте Энгельса у «Светланы», Поселковой улице на Ржевке. Были примеры и в пригородах: в конце 2000‑х ликвидировали переезд на Цемяночной улице в Сестрорецке, по которому шел путь на местный инструментальный завод.

Но в 2012 году КТТП не стало — он вошел в состав комитета по развитию транспортной инфраструктуры, а вместе с ним прекратила существование и программа. С тех пор проходят редкие случаи ликвидации переездов. Можно вспомнить лишь утрату такого пересечения на Софийской улице в 2017 году — по нему шел путь к фарфоровому заводу на Южном шоссе, чья бывшая территория ныне застроена жилым комплексом.

Зато, похоже, теперь этот процесс вновь набирает обороты. В сентябре минувшего года сняли рельсы и взамен положили асфальт на улице Седова — на месте переезда у перекрестка с Фарфоровской улицей. Это было связано с тем, что путь шел на заводы «Трубосталь» и «Вена» на улице Бабушкина, ныне застраиваемые жильем. В нынешнем году поселок Понтонный лишился пути на Средне-Невский судостроительный завод, пересекавшего Заводскую улицу. А в ноябре так же произошло на Рябовском шоссе у выезда из города в сторону Всеволожска.

Недавно стало известно, что Пролетарский завод планирует избавить Невский район еще от двух переездов — на улицах Седова и Бабушкина у улицы Дудко. Предприятие по меньшей мере с 2011 года не пользуется путем, который шел от станции Фарфоровская вдоль улиц Цимбалина и Дудко. Часть этого маршрута утрачена: то ли охотники за металлом, то ли еще кто спилили некоторые участки рельсов. «В настоящее время решается вопрос о демонтаже железнодорожных путей необщего пользования на всем протяжении от сортировочной станции до КПП ПАО «Пролетарский завод» с последующим благоустройством», — проинформировал замгендиректора компании Юрий Комин.

А вот переезды на Лиговском проспекте и Черниговской улице возле «Ленты» убирать не хотят. Как оказалось, по рельсам иногда проходят товарняки. «На данном участке ежемесячно производятся работы по подаче-уборке вагонов с железнодорожной станции Волковская на станцию Бадаевская в объеме не менее 40 вагонов в месяц», — пояснял начальник управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади. По его словам, путем пользуется ЗАО «Аист», расположенное на Лиговском проспекте, 281. Компания производит стиральные порошки. «Демонтаж данного железнодорожного пути не представляется возможным», — сообщил Дмитрий Шпади.

Кроме того, недавно «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о курьезной истории на проспекте Энергетиков («Через пути, которых нет…» в номере от 6.12.2021). Там на участке между Магнитогорской и Якорной улицами уже давно не пользуются путями, но во время расширения проспекта, завершившегося в сентябре, переезд не только не демонтировали, но и полностью обновили — с оборудованием новых «устройств сигнализации, централизации и блокировки». И только теперь, когда бюджетные деньги освоены, Октябрьская железная дорога заявила о «закрытии путей общего пользования, расположенных на территории парка путей «Охта» станции Дача Долгорукова, ввиду отсутствия необходимости задействовать их в технологическом процессе (ранее парк использовался для временного размещения вагонов)».

Справедливости ради добавим, что новые переезды тоже появляются. В прошлом году открылся такой объект на проспекте Ветеранов западнее реки Сосновки, а в нынешнем декабре — у перекрестка улиц Подвойского и Лопатина.


#путепровод #железная дорога #демонтаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Поезда уходят из Питера».


Комментарии