В Петербурге разворачивается борьба за землю городского яхт-клуба

Хотите верьте, хотите нет - в Петербурге остался островок социализма. Занимает он площадь 13,5 га и располагается в Петроградском районе, на Петровской косе. Там, где, «сливаяся, шумят» Малая Невка и Малая Нева, располагается старейший в России Центральный речной яхт-клуб (ЦРЯК). Островку этому, прямо скажем, живется несладко - уже который год сотрясают его грозные бури. Между тем по совокупности параметров (величина территории, наличие инфраструктуры, доступ к акватории, близость к центру города) яхт-клуб является уникальным сооружением. В Европе такого точно нет.

В Петербурге разворачивается борьба за землю городского яхт-клуба | В главном здании яхт-клуба сами яхтсмены теперь - нежеланные гости. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В главном здании яхт-клуба сами яхтсмены теперь - нежеланные гости. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

С землей, но без воды

Яхт-клуб, многие годы бывший в полном смысле лицом ленинградского парусного спорта и вырастивший не одно поколение яхтсменов (среди которых немало звезд всесоюзного и международного масштаба), еще с 1930-х годов принадлежал Ленинградскому областному совету профсоюзов. Сегодня имуществом ЦРЯК в соотношении 3/1 владеют питерская и российская профсоюзные федерации. А земля находится у них в постоянном бессрочном пользовании.

У входа в клуб гостя встречает... лес подъемных кранов. По левую руку от шлагбаума кипит гигантская стройка - судя по расположенному у въезда на ее территорию информационному щиту, здесь будет жилой микрорайон «Петровская доминанта». А возводит его группа «Эталон ЛенСпецСМУ».

Громады строящихся домов стоят как будто прямо у уреза воды (где там Водный кодекс с его положенными 50 метрами?!) - что ж, кому-то повезет, место «сладкое». А ведь еще совсем недавно здесь располагалась верфь, где строились великолепные яхты. В том числе знаменитые Л-6, некогда спроектированные ленинградскими корабелами и ставшие основой отечественного яхтенного флота.

Как эта земля изменила свое назначение? Говорят, следы ведут в лихие 1990-е. Сейчас, конечно, фарш назад не провернешь, и не сегодня завтра у яхтсменов появится с десяток тысяч соседей, которые будут делить с ними единственную узкую дорогу, связывающую косу с «материком».

Сразу за шлагбаумом по правую руку - грязноватая речка Керосиновка. Там, в дальнем углу, у ее впадения в Малую Невку, на крошечном пятачке ютятся яхты некогда крепкого, а ныне разгромленного яхт-клуба ВМФ (о грустной его судьбе мы подробно рассказывали в номере от 30 октября 2018 года в статье «Сжигаем свои корабли»). Уже третий год, оказавшись вне закона, они не могут выйти в море...

Еще через несколько шагов, справа же, глазам предстает старинный деревянный дом - явно давно заброшенный, с выбитыми стеклами, но окруженный современной изгородью. Информационный щит на фасаде гласит: «Объект культурного наследия регионального значения. Ансамбль «Дом управляющего Акционерного общества нефтеперегонных заводов «Ропс и Ко» с садом». Тут же строгое предупреждение: «Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут, в соответствии с законодательством Российской Федерации, административную, уголовную и иную ответственность».

Когда-то здесь и было ядро яхт-клуба - учебные классы, штурманская, музей. Сейчас все это разбито, в пустых окнах свищет ветер... Да и к клубу домик уже отношения не имеет - он находится в оперативном управлении у государственного учреждения - Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта.

В ее же ведении - причальные стенки. Единоличное право на них она отстояла в суде, заподозрив яхт-клуб в том, что тот-де незаконно крепит к ним понтоны для швартовки своих яхт. Суд школа выиграла, и теперь понтоны просто болтаются в воде. Привязал яхту, а дальше хочешь прыгай на берег, хочешь - добирайся вплавь.

Впрочем, те самые понтоны стоят только потому, что акватория принадлежит Большому морскому порту Санкт-Петербурга и клубу удалось с ним договориться. У самого клуба прав на воду... нет. Договор на водопользование заключен со школой. Что произойдет через ближайшие год-два, когда порт планирует «убраться» за ЗСД? Школа станет полным хозяином воды и на полном законном основании сможет оставить яхтсменов на берегу.

В плаванье - за свой счет

4Яхт2_Д.jpg

В борьбе яхт и новостроек победа явно не на стороне первых / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Главное здание клуба - стекло и бетон - изрядно обветшало. Еще бы, построено оно было к Олимпиаде 1980 года. Тогда предполагалось, что Ленинград примет парусную регату. Но ее перенесли в Таллин. Зато яхтсменам «в подарок» остались этот дворец, ухоженная территория, бетонный крючкообразный мол и гранитные набережные - понятное дело, что, не случись Олимпиады, ничего этого никто не видел бы и в сладком сне.

В советские времена здесь кипела жизнь. Яхт-клуб на свои средства строил яхты, обучал детей в парусной школе, проводил соревнования и организовывал дальние походы. Да, яхтсмены сами готовили яхты к выходу на воду, но все необходимое - краски, лаки, веревки, паруса и прочее - выдавал им клуб. Он же делал все серьезные ремонты - были специальные мастерские, а в них - штат обученных людей.

Разумеется, когда советская власть приказала долго жить, вся эта идиллия тут же исчезла. В 1992-м профсоюзное начальство честно заявило яхтсменам, что содержать их больше не может. И предложило подписать договор: клуб предоставляет им яхты, места для стоянок и хранения оных, а они обеспечивают их ремонт, оборудование и поддержание в работоспособном состоянии. И яхтсмены, хотя в большинстве своем были людьми небогатыми, на такие условия согласились.

Этот договор действует до сих пор и чем дальше, тем меньше отражает реальность. Яхты стареют - от многих остались одни корпуса, да и то латаные-перелатаные. А что вы хотите, самой молодой из них уже больше тридцати лет, а новых клуб не купил ни одной. Все, что на них есть, до последнего гвоздя, куплено и установлено на личные деньги яхтсменов. Но весь парусный флот клуба в количестве 60 бортов по-прежнему принадлежит профсоюзам! С одной стороны - очевидная нелепость, а с другой...

- Владелец неоднократно предлагал нам выкупить у него яхты по остаточной стоимости, - признает один из известных питерских яхтенных капитанов Никита Бриллиантов. - Но мы отказались. И не только потому, что тогда нам пришлось бы платить за стоянку и аренду эллингов. А главным образом потому, что хотим сохранить дух клубной жизни - традиции, историю, взаимоотношения. Ведь на наших глазах исчезли многие яхт-клубы города - сначала они превращались просто в «собрание собственников», а потом от них в лучшем случае оставались лишь коммерческие стоянки.

Да, можете смеяться - эти люди категорически не желают расставаться с советским укладом жизни. Потому что именно в нем видят основу выживания своего, многими поколениями выращенного, яхтенного братства. Но на дворе другое время. И профсоюзы уже не те. И имуществом, находящимся на Петровской косе, ведает уже не принадлежащее им ДФСО (кто не помнит - добровольное физкультурно-спортивное общество), а коммерческая структура - частное учреждение (ЧУ) «Центральный речной яхт-клуб профсоюзов». Яхтсмены же объединены в региональную общественную организацию (РОО), к которой ЧУ относится просто: «Вы кто? Любители, которые на нашей территории пользуются нашими же яхтами?! А не пошли бы вы гулять!».

Здесь будет сад?

Суть конфликта - разный подход к концепции развития территории Петровской косы. Собственно, борьба за этот лакомый кусок земли идет уже много лет. Желающих его «приватизировать» было море. Одни пытались сделать здесь лесопилку и производить гробы. Другие - создать контейнерный терминал грузового порта. Третьи - построить элитное жилье. Здесь были попытки рейдерских захватов и продажи всего имущества за долги. Несколько раз яхтсмены своими деньгами буквально вытаскивали из пропасти погибающий клуб...

Все эти годы профсоюзы твердили, как мантру: денег на развитие парусного спорта нет. Их не хватало даже тогда, когда на территории клуба работали 12(!) ресторанов (сегодня их, кстати, осталось только два).

Собственно, эту же модель «многофункциональной рекреационной зоны» развивал и проект реконструкции яхт-клуба, представленный общественности в январе 2016 года (подробно наша газета рассказывала об этом тогда же, 19 января, в статье «Троянский конь» на Петровской косе»). Предусматривались там и променад с бутиками и ресторанами, и отель на 240 мест, и даже... часовня.

Авторов проекта (главным инвестором его должно было стать ООО «ЭкоХолдинг»), несомненно, вдохновило постановление правительства города от 17 февраля 2009 года № 151 «Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга». Таковое предполагало строительство на Петровской косе яхтенного порта класса А. Правда, никакой особой роскоши там не значилось, и крен в сторону коммерции выглядел явным перебором.

Представители яхтенного сообщества не без оснований решили, что на этом празднике жизни они будут чужими. Разумеется, профсоюзные боссы клялись, что никакого ущерба парусная жизнь в этой обстановке не понесет, наоборот - расцветет буйным цветом. Тем не менее благодаря активным протестам общественности проект был положен под сукно. А руководитель «ЭкоХолдинга» Вадим Епишин занял должность... директора клуба.

Кстати, по данным kartoteka.ru, он является генеральным директором двух ООО с аналогичным названием. Оба - микропредприятия с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Виды деятельности: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, строительство жилых и нежилых зданий и т. д. Среднесписочная численность персонала в первой - 10 человек, во второй - 1 человек. Кроме того, Епишин занимает должность генерального директора еще в трех компаниях, в том числе ООО «МАРИНА-ПАРК», зарегистрированном 21 февраля 2020 года. С тем же статусом и уставным капиталом.

Логичный вопрос: какой интерес может быть в яхт-клубе у главы строительной фирмы, никогда не занимавшегося парусным спортом? Конечно, бывают в жизни бескорыстные бизнесмены. Но члены РОО заподозрили что, похоже, это не тот случай...

Летом прошлого года компания «Проектная культура» представила на суд городских властей сделанный по заказу профсоюзов новый проект, который вызвал массу вопросов. Зачем, например, в одном из корпусов площадью 23 тысячи квадратных метров 14 тысяч отведено на «комнаты отдыха для участников соревнований и яхтсменов»? Не планируется ли тихой сапой опять протащить сюда какой-нибудь отель или элитное жилье?

Проект подвергся критике и в ряде комитетов городского правительства. И тут, как в известном анекдоте, «пришел лесник»... Ситуация была вынесена на рассмотрение ЗакСа. И 26 февраля он в третьем чтении принял законопроект о включении северной оконечности Петровской косы в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП).

Причем если первоначально предполагалось озеленить всю территорию, то, разобравшись, депутаты отвели под это лишь 5 га из 13,5. Все объекты капитального строительства и территория для яхтенной инфраструктуры остаются, но на новые постройки, по сути, наложен запрет.

Клуб без яхтсменов

4Яхт3_Д.jpg

Многострадальный дом «Ропс и Ко» ждет реставрации уже много лет / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вот здесь и пробежала кошка между РОО и ЧУ. Яхтсмены такому разрешению конфликта были рады. Они считают, что если чего на территории и не хватает, это всегда можно построить в виде временных сооружений, не нарушая статуса ЗНОП. А вот руководителей клуба решение депутатов возмутило, и, как заявил Епишин, они будут оспаривать его в суде.

- Мы решили РОО с территории удалить, - заявил командор клуба Валентин Наумов. - Договорные отношения с ним поддерживать больше не будем.

Главный «возмутитель спокойствия» (между прочим, один из самых титулованных яхтсменов города, обладатель множества чемпионских наград) Никита Бриллиантов удостоился персонального приказа Епишина. Руководители клуба под роспись были уведомлены о том, что не должны оказывать «бунтарю» любые услуги «как на возмездной, так и на безвозмездной основе».

Весь же коллектив яхтсменов в количестве 350 человек со всеми своими многолетними архивами, учебными пособиями, наградами и прочими реликвиями оказался на улице. К счастью, их приютил Санкт-Петербургский парусный союз, офис которого находится неподалеку.

Впрочем, руководители клуба уверяют, что этот разрыв никакого влияния на предстоящий парусный сезон не окажет. Открытие его, как и намечалось, состоится в мае. Как «изгнанники» будут в этом участвовать, не очень понятно.

Но руководители клуба, похоже, большой проблемы в том не видят. Они считают, что на дармовые яхты всегда найдутся экипажи. Но, подчеркивают при этом, преимущество будут иметь прежде всего члены профсоюза. И не любого, а только судостроительного. Вот так - и тут, выходит, двумя руками за «наследие социализма». И, что парадоксально, Епишин и его команда видят в своих оппонентах явных рейдеров, которые хотят захватить власть и... тоже заняться здесь коммерцией.

В ярком буклете, выпущенном к только что отмеченному 160-летию клуба, под одной обложкой - портреты его нынешних руководителей и лидеров РОО. Радостные лица, ничто не предвещает беды. Но на самом деле эти люди по разные стороны баррикад. Яхтсмены - без клуба, клуб - без яхтсменов.

- Мы многократно пытались найти с ними компромисс, но они ни на какие соглашения не идут, - заявляет председатель Ленинградской федерации профсоюзов Владимир Дербин.

Тут, признаюсь, судить не решаюсь. По опыту знаю: яхтсмены - ребята крутые, договориться с ними порой непросто. Но вот конкретный факт: в прошлом году члены РОО подали заявку на городской конкурс «Твой бюджет». И выиграли 10 миллионов рублей... на восстановление домика «Ропса и Ко». Конечно, полная его реставрация обойдется гораздо дороже и, как мне объяснили в городском спорткомитете, она скоро начнется. В том числе, как видим, и с помощью яхтсменов, у которых болит душа за историческую реликвию. Так можно с ними обсуждать судьбу клуба или нет?

#земля #яхт-клуб #борьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6680) от 18.05.2020 под заголовком «Яхты в море бизнеса».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.