В Петербурге подвели итоги первого сезона проекта «Гуманитариум»
У старшеклассников из петербургской Академии талантов был завидный интенсив. С одной стороны, лекции и занятия на базе Российской национальной библиотеки, в том числе в лабораториях и хранилищах. С другой — мастер-классы преподавателей из Высшей школы менеджмента СПбГУ, которая официально входит в число лучших бизнес-школ мира. И все для того, чтобы идеи старшеклассников-гуманитариев не остались просто красивыми презентациями.
Фото: Pixabay
Проектная деятельность сейчас входит в Федеральный образовательный стандарт. Подразумевается, что школьники должны не просто усвоить какой‑нибудь закон физики, но и освоить его. Например, создать командой некий приборчик. Или не просто что‑то из Достоевского прочитать, а придумать неожиданную «достоевскую» экскурсию. Словом, воплотить знания в продукте.
Проект «Гуманитариум», как считает генеральный директор РНБ Владимир Гронский, — прицел на то, чтобы в Петербурге появился образовательный кластер для так называемых креативных индустрий. Они же — креативная экономика, или экономика знаний. Это когда идея (не важно, где — в архитектуре, моде, научном исследовании, кино и так далее) с помощью новых технологий и проектного мышления наращивает очень высокую добавочную стоимость.
Когда группа молодых и толковых превращает корпус заброшенного завода в душевное общественное пространство — это креативные индустрии. Помешательство мира на южнокорейской поп-группе или сериале — это тоже креативные индустрии: в Южной Корее «наладкой» этих процессов занимались на правительственном уровне. За пару лет до пандемии немцы рапортовали: у них уже тогда креативная экономика давала больше валовой добавленной стоимости, чем химия и энергетика.
В сентябре 2021 года правительство страны утвердило концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Как считает Владимир Гронский, ее реализация изменит стратегию развития экономики, трансформирует школьное дополнительное образование в художественной и гуманитарной сфере и приведет к «перезагрузке» учреждений культуры.
В первую очередь — библиотек: во всех регионах, на всех уровнях они уже становятся средой для развития местных креативных кластеров — на базе библиотек открываются креативные школы и краеведческие музеи нового образца.
Но если с идеями у гуманитариев отлично, то с умением доводить их до ума, воплощать — хуже. Поэтому партнером РНБ в «Гуманитариуме» стала «негуманитарная» Высшая школа менеджмента СПбГУ. Ее возглавляет Ольга Дергунова, которая в свое время руководила российским представительством «Майкрософт», была заместителем министра экономического развития.
— Есть несколько универсальных навыков, в отношении которых мир договорился, что они нужны любому специалисту. Вне зависимости от области деятельности, — говорит Дергунова. — В их числе проектное управление, знание цифровых инструментов, навыки командной работы и управления командой. Когда человек выходит из школы в большую жизнь, ему лучше уже иметь навык проектного управления: все столкнутся со сроками исполнения задач, с необходимостью структурировать подход к их решению.
— Если человек и не управляет коллективом, он управляет по меньшей мере собой. Он все равно менеджер, пусть и сам себе, если так можно сказать, — полагает директор РНБ.
Сейчас доля креативных индустрий в российской экономике — 2,2 %. К 2030 году правительство намерено довести ее до 6 %, а долю занятых в этой сфере увеличить с 4,6 до 15 %. План того, как это сделать, разрабатывает Минкульт РФ, представят в правительство до 1 марта.
Почему сейчас так активно взялись за поддержку креативных индустрий? Взять хотя бы всероссийский конкурс Art Masters президентской платформы «Россия — страна возможностей»: напомним, состязание должно выявить и поддержать юных и молодых, которые отличились в так называемых бэкстейдж-профессиях — сценаристов, художников-аниматоров, звукорежиссеров, создателей видеоигр и других, которые не на виду.
Ольга Дергунова считает, что внимание к креативным индустриям объясняют два фактора:
— Первый — поколенческое изменение. Пришло поколение, которое я называю «неуспокоенными»: им 30 – 35 лет, этим людям не все равно, в каком мире они будут жить, не все равно, как потреблять товары или услуги. Не случайно для них важны вопросы экологии и устойчивого развития. С одной стороны, эти люди достаточно взрослые, чтобы чувствовать себя ответственными: у многих семьи. С другой — активны и хорошо образованны, чтобы уметь правильно систематизировать. Второй фактор — пространственные изменения. Рост городов, увеличение плотности населения, изменение транспортных потоков, ухудшение экологии — все это требует новых, нетиповых, решений. Их ищут в том числе через креативные кластеры.
То, что школьный проект начался в библиотеке (которой вроде как полагается быть консервативным учреждением), Ольга Дергунова считает показательным: «Учреждения, которые казались такими незыблемыми, становятся быстро растущими организациями с молодыми коллективами».
— Приведу пример из понятной для меня области, — продолжает она. — Банки исторически считались консервативными финансовыми институтами, в которых ничего не происходит. Но последние 15 лет это локомотивы беспрецедентных технологических изменений. И эти изменения определяют поведение сотен миллионов потребителей во всем мире. То же самое происходит, видимо, в гуманитарной области: уважение к книге, к культуре, к знанию приводит к выводу, что умным быть модно.
Ольга Дергунова входит в состав Российского общественного совета развития образования и считает, что «в программе «Приоритет-2030» государство определило главные направления»: выпускник любой ступени образования должен сразу быть готовым качественно работать. Например, владеть цифровыми навыками скоро будет так же само собой разумеющимся, как владеть родным языком.
— Важно time to market, время от разработки продукта до его ввода в эксплуатацию. Вот это время нужно сократить максимально. Собственно, почему я, представитель бизнеса, одновременно являюсь директором института в академическом учреждении. Потому что отношения между бизнесом и университетом не должны ограничиваться финансированием, спонсорством. Нужно требования к сотрудникам, которые бизнес формулирует ежедневно, уметь преобразовывать в понятные требования к учебным дисциплинам в вузах, курсам, оценке результатов. Тогда попечители, бизнес будут не теми, кто деньги дает, а теми, кто вовлечен в деятельность университетов и вместе с ними развивается.
Десять лучших участников «Гуманитариума» дошли до защиты своих работ. Сам проект продолжится — есть намерение вывести его за рамки Петербурга.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7109) от 14.02.2022 под заголовком «Довести до ума».
Комментарии