В Петербурге открылись два новых общественных пространства у воды
Два новых общественных пространства у воды открылись в июле в Петербурге. Речь о третьей очереди парка «Остров фортов» в Кронштадте и культурном квартале «Брусницын» на Кожевенной линии Васильевского острова. Эти события стали шагом к воплощению мечты нескольких поколений ленинградских и петербургских архитекторов о выходе города к морю.
ФОТО АВТОРА
Третья очередь «Острова фортов» у самого берега Финского залива сравнительно небольшая, но важная часть парка, открытого в 2020 году. Главная новинка: у посетителей появилась возможность прогуляться по старинной дамбе, соединяющей Кронштадт с фортом «Петр Первый», и увидеть гранитную пристань, построенную где‑то 150 лет назад. В прошлом году на дамбу допускались только владельцы билетов на прогулочные катера или на «Метеоры» до Петербурга, которые отправляются от форта. Постройки самого форта пока недоступны: открытие там музея минно-взрывного дела и ярмарочного пространства намечено на 2025 год.
Прогулка по дамбе начинается от двух исторических зданий караульных (одно с круглой башенкой), они входят в береговую часть форта «Петр Первый», где завершается реставрация интерьеров для приспособления под общепит и магазин. Снаружи кирпичные караульные, построенные в начале ХХ века, можно осмотреть. От них дорожки ведут на песчаный берег, здесь можно дотронуться до воды. Момент важный для отдыхающих, что подтверждают социологические исследования, которые проводились в ходе проектирования разных береговых пространств. Люди высказывались за дикий берег с минимальным вторжением благоустройства. Во второй очереди «Острова фортов» существует небольшой фрагмент берега, доступного для публики. Но там плотно растет высокая трава — ее не убирают, чтобы птицы могли строить гнезда.
Сразу должен предупредить, что берег в парке не пляж для купания. Там можно именно потрогать воду. А если непременно хочется поближе пообщаться с водной стихией, то на берегу ведется запись на занятия по сапсерфингу. Получившие необходимые навыки под присмотром инструктора совершат поход к нескольким кронштадтским фортам. Также в третью очередь парка вошла площадка с тренажерами. По ее периметру вьется пешеходный променад длиной 200 шагов. Для пробежек посерьезнее создана беговая дорожка. Рядом — «Шахматный клуб» с игровыми досками из камня и место отдыха «На пеньках».
Первые дни работы новой части «Острова фортов» показали ее востребованность у петербуржцев разных возрастов. Пообщавшись с ними, услышал, что горожане следят за развитием проекта. Родители с детьми, узнав об открытии третьей очереди, специально приехали ее посмотреть и опробовать новые тренажеры.
Обновилась и входная часть парка. Центральная площадка, где еще в прошлом году доминировала плитка, оживлена альпийскими горками. Осенью здесь откроют памятник русскому мореплавателю Федору Литке.
Появилось большое крытое пространство для общепита. Купив поесть, теперь можно удобно расположиться за столиком, искать, где бы присесть в парке, больше не приходится. Хотя и скамеек поблизости много, новые появились у подножия горок. Вот туалетов в парке не хватает, может быть, на лето следует установить мобильные кабинки.
Место, где встречаются многие посетители парка, — касса продажи билетов на «Метеоры». Группа туристов из Москвы хотела приобрести билеты на вечерний рейс, но места закончились еще днем. Поинтересовался о впечатлениях у столичных гостей, они похвалили увиденное, но и замечаний у них хватает.
Начали с того, что в метро нет указателей, от каких станций ходят автобусы до Кронштадта. Поинтересовались у случайного прохожего, и он отправил их на «Черную речку», хотя от «Беговой» или «Старой Деревни» путь был бы короче. На поиски автобуса было потрачено ценное время, пришлось брать такси.
Те же, кто добирался все‑таки на автобусе, жалуются, что целый километр от остановки — это слишком далеко. Автобус должен подвозить ко входу в парк. Добавлю от себя: почему бы маршруту №101 действительно не сделать небольшой крюк и не заехать к парку? Например, № 101А заходит в новостройки Кронштадта.
Наверное, у специалистов по городскому транспорту свои резоны, но ясно, что проблему надо решать. Кстати, по моим наблюдениям, сделанным в середине невыходного дня, автостоянки (как цивилизованные, так и стихийные) были забиты автомобилями. Обочины Цитадельской дороги (1 км), ведущей к парку, были заняты примерно наполовину. В выходной машин наверняка еще больше. Если учесть, что длина легкового автомобиля около пяти метров, нетрудно прикинуть, какой мощности должен быть паркинг.
Сложности с парковкой неизбежны и на Кожевенной линии, 30. На Васильевском, рядом с шумным и уже полюбившимся петербуржцам «Севкабель Портом», появилось еще одно культурное пространство «Брусницын». Место тихое, камерное (конечно, когда нет концертов на открытой площадке на крыше одного из зданий), названо так, поскольку расположено в краснокирпичном здании бывшей кожевенной фабрики Николая Брусницына. Здесь еще два концертных зала под крышей, четыре выставочных пространства, а также общепит и магазины, включая антикварный. Любопытно, что здание фабрики не является объектом культурного наследия. Хотя оно ничуть не хуже соседей по Кожевенной линии, обладающих таким статусом. На главном фасаде фабрики почему‑то установлена «охранная доска», которая относится к особняку Брусницыных, расположенному на противоположной стороне улицы.
Но меня интересовал прежде всего берег Невы. Сейчас основные посетители тамошнего «Морского променада» — родители с детьми и романтические парочки. В хорошую погоду для них расставляют шезлонги и пуфики. Понятно, что высокая бетонная набережная бывшего промышленного объекта не позволяет приблизиться к воде вплотную. Понимая это, создатели «Брусницына» намерены к 2024 году построить низкие причалы. Если судить по доступным изображениям, это будут мостки, ведущие от берега. Со всеми сопутствующими ограничениями.
Сильное впечатление производит открытая спортивная площадка. Она расположена между стенами бывших цехов. Крыш нет: обрушились то ли от ветхости, то ли от пожара, произошедшего до создания «Брусницына». Над площадкой бетонная смотровая вышка МПВО, грубо «посаженная», вероятно в 1930‑е годы, прямо на изящную кирпичную башню. С узкой Кожевенной линии вышку не видно. К счастью для ценителей архитектуры. Но для них надо отметить, что концертный зал, сложенный из оранжевых контейнеров, закрыл смотрящий на Неву выразительный фасад цеха с двумя высокими арками. Ситуация, конечно, обратима, но пока красивый вид потерян.
Подводя итог увиденному, замечу, что парк «Остров фортов» и культурный квартал «Брусницын» — два разных типа общественных пространств у воды. Одно появилось в результате облагораживания большой, прежде закрытой военной территории. Другое преобразовано из фрагмента «серого пояса», где действующие и неработающие предприятия образуют сложную мозаику.
Говорить о том, что это два положительных опыта, излишне. Но спрос на места у воды в Петербурге велик. Их необходимо создавать как в историческом центре, так и в прибрежных новостройках.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Никита ЯВЕЙН, архитектор:
— Я бы обозначил несколько типов петербургских пространств у воды. Набережные в центре, как, например, Дворцовая и Английская, где небольшой тротуар, а рядом несутся автомобили, — это общественное пространство условно. Какими бы красивыми ни были сами набережные и те виды, которые с них открываются.
Другой тип, например, набережные Лейтенанта Шмидта и Адмиралтейская, относятся к тем местам, где есть газоны и удобные спуски к воде. Людям нравятся такие набережные, они туда специально приезжают.
Еще один тип — это места с общепитом, магазинами, выставочными залами и т. д. Они выполняют прежде всего функцию места для общения. Таков «Севкабель Порт», который популярен, несмотря на удаленность от центра Петербурга и неудобные подъезды.
Наконец, пляжи. Понятно, что летом они супервостребованы как места под солнцем, и под них затачивается своя инфраструктура.
Для создания новых востребованных городских пространств у воды необходимо выполнить два условия. С одной стороны, важна возможность потрогать воду. С другой — такое пространство не может существовать устойчиво, если будет тонкой «пленкой» между береговой кромкой и зданиями, не связанными с выходом к воде. «Глубина» должна измеряться десятками метров, наполненных самыми разными функциями, от общепита до музеев. Тогда люди будут туда приходить. На ранних стадиях проектирования необходимо участие местного сообщества как основного пользователя. После этого заказчик и проектировщик должны совместно устранить все возникшие противоречия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7229) от 10.08.2022 под заголовком «Отдохнуть у караульной».
Комментарии