В Петербурге надеются принимать гостей из КНР не только много, но и с выгодой
Участники первой группы туристов из Китая, приехавшие в Северную столицу в рамках безвизового обмена, визитом в наш город остались очень довольны. И уверенно заявили о том, что Петербург всегда будет тем местом, которое хотели бы посетить тысячи граждан Поднебесной.
ФОТО Анастасии РОМАНОВОЙ/ТАСС
Представители 20 туроператоров из Пекина, Шанхая и Гуанчжоу посетили город на Неве по приглашению комитета по развитию туризма в рамках информационной кампании «Добро пожаловать в Санкт‑Петербург!». Говоря о возможном интересе китайцев к Северной столице, менеджер одной из компаний Чжан Хуаэн сказал, что «многие люди в Китае любят Россию, ценят ее культуру и хотят показать ее своим детям». А Чжао Сяомэй, главный менеджер другой турфирмы, без обиняков заявил, что «в самом ближайшем будущем поток путешественников из КНР вырастет и составит примерно 30 % количества китайских туристов в доковидный период». «В дальнейшем такой поток будет только расти благодаря дружественным отношениям между нашими странами», — считает он.
При этом никаких сомнений в том, что Петербург гостям из Китая интересен и способен удовлетворить их запросы, нет: гости не только побывали в наших музеях, но и проинспектировали некоторые отели, объекты интереса. И остались вполне удовлетворены уровнем и качеством обслуживания. Например, отметили тот факт, что многие информационные таблички в городе — на английском языке, «что существенно облегчает ориентацию и делает городскую среду еще более комфортной для наших туристов». Это не оставляет сомнений в том, что уже в следующем сезоне гостей из Поднебесной в Петербурге может стать намного больше.
Правда, пока массовый «заезд» китайских туристов наблюдается разве что в некоторых регионах российского Дальнего Востока. Ведь, несмотря на то что со времени введения в действие механизма безвизового обмена с КНР прошло около двух месяцев, доехавшие до Москвы и Петербурга группы гостей из Китая можно пересчитать по пальцам. А в связи с завершением высокого сезона ожидать заметного увеличения их числа в ближайшей перспективе, даже при наличии достаточного количества авиарейсов в Поднебесную, вряд ли стоит: заново запущенный механизм безвизового обмена еще только обкатывается. К тому же в нем имеется немало «тормозов», которые пока не позволяют ему работать в полную силу.
Например, до сих пор непонятно, на какой основе технически организуется безвизовый обмен. Дело в том, что широко использовавшуюся ранее специализированную информационную систему (СИС) многие низовые участники российско-китайского обмена считают скомпрометированной. А другого подходящего инструмента для того, чтобы на практике организовывать взаимные массовые потоки туристов в полном соответствии с требованиями законодательства, фактически нет. Неясен и вопрос страхования: ранее большая часть гостей из КНР получала страховки на родине, однако сейчас из‑за известных событий в России действует запрет на взаимодействие с иностранными компаниями. «Граждане зарубежных стран, которые хотят посетить РФ, нуждаются в российских страховых полисах потому, что их страховщики отказываются от покрытия рисков на территории нашей страны», — пояснила директор филиала крупной страховой компании Юлия Алчеева.
Однако самым, пожалуй, важным нужно считать финансовый вопрос. Участники «круглого стола», специально организованного в рамках недавно состоявшегося в Петербурге делового туристического форума, сошлись во мнении, что город сможет зарабатывать на китайском турпотоке только в том случае, если сформирует полную инфраструктуру приема гостей с Востока. Причем она не должна повторить ошибок прошлого — наступать на те же грабли не хочется.
Те, кто в теме, знают: по разным причинам до пандемии в Северной столице образовался рынок обслуживания китайских туристов «замкнутого цикла». А поскольку замкнут он был строго определенным образом, денег в бюджет города от приема китайцев поступало существенно меньше, чем могло бы. Сейчас часть экспертов полагают, что для его вывода из «тени» в России и Петербурге в частности должны действовать терминалы, обслуживающие банковские карты системы UnionPay, а также предоставляющие возможность оплаты по WeChat Pay. Связано это с тем, что китайцы уже отвыкли платить наличными: даже банковские карточки в КНР считают анахронизмом, поскольку все и повсеместно платят смартфонами.
Другие эксперты уверены: в нынешних условиях не стоит изобретать велосипед. И вполне можно воспользоваться опытом стран, которые давно живут под санкциями. Причем сторонников второго варианта, похоже, больше: проект «Карта туриста» для расчетов иностранных гостей в России, по информации Минэкономразвития РФ, планируется запустить в пилотном режиме в конце нынешнего года. Ожидается, что иностранцы смогут дистанционно открывать карточки в российских банках. А по приезде получать их либо в виртуальном, либо в физическом вариантах, обретая возможность легально и прозрачно расплачиваться за товары и услуги.
Подобный опыт в мире имеется. Например на Кубе, где карты международных платежных систем давным-давно не обслуживаются, гостям страны предлагают приобрести специальную Prepaid Card, на которую можно положить привезенные с собой наличные доллары или евро. Платишь 5 y. e. — и получаешь инструмент номиналом до 1 тыс. у. е. (он зависит от суммы вложения), который позволяет расплачиваться за покупки и снимать наличные в местных деньгах. А если все положенные на карту деньги во время отдыха истратить не удалось, остаток можно обналичить прямо в аэропорту перед вылетом на родину. Пользователю удобно и выгодно. А для государства — прозрачно и легитимно.
Как считают профильные эксперты, до начала массового «заезда» китайцев есть время в полной мере урегулировать такой процесс. Однако сделано это должно быть на четкой и хорошо продуманной законодательной основе, иначе снова позволим зарабатывать на туризме из Китая всем, кроме легально действующих российских компаний и бюджета. И спровоцируем новую волну появления магазинов и ресторанов «для своих», пускать в которые будут только туристов из Поднебесной.
А для того чтобы китайцы вновь «поехали», предлагается активно продвигать Петербург не только на профильных выставках, но и в популярных в КНР социальных сетях. В той же WeChat. Не забывая о таких приятных гостям мелочах, как меню на китайском языке…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7524) от 17.10.2023 под заголовком «Китайская головоломка».
Комментарии