2Vtzqv4Hz9U

В Петербурге начали работу сразу несколько паромных переправ

В последние три недели в городе начали действовать не менее пяти водных маршрутов, ориентированных скорее не на показ достопримечательностей, а на доставку пассажиров между разными берегами Невы. Часть экспертов расценили это как попытку хотя бы частично воскресить былую практику работы предназначенных для петербуржцев аквабусов, тогда как другие специалисты уверены: эти переправы вряд ли смогут конкурировать с земным транспортом и по‑прежнему «заточены» на туристов.

В Петербурге начали работу сразу несколько паромных переправ | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Стоит напомнить: еще в бытность губернатором Петербурга Валентины Матвиенко в Северной столице появились регулярные внут­ригородские маршруты по Неве. В лучшие времена проекта аквабусы вместимостью до 12 человек ходили по четырем линиям (от Арсенальной набережной до ЦПКиО, от Университетской набережной до Свердловской, от Свердловской наб. до Рыбацкого проспекта и от Арсенальной набережной до Зеленогорска), однако постепенно финансирование их работы из бюджета стали сворачивать. В результате стоимость проезда на аквабусе сначала увеличилась с 50 до 100 рублей, а затем выросла до 200 и более. Поняв, что пользуются аквабусами в основном гости Петербурга, власти субсидировать перевозки перестали вовсе, а организаторы проект свернули. И хотя сами аквабусы еще долгие годы хранились на стоянках, а идея возрождения регулярных пассажирских перевозок по Неве время от времени возникала вновь, она так и не воплотилась в реальность.

Однако в навигацию 2024 года в Северной столице появилось сразу несколько водных маршрутов, названных паромными переправами. Две из них связывают Адмиралтейскую набережную и Петропавловскую крепость. Та, что покороче, соединяет причалы «Спуск со львами» на Адмиралтейской набережной, 2, и расположенный на Мытнинской набережной, 3. Катер вместимостью до 11 человек ходит каждые десять минут с 11.00 до 19.00. А более длинный маршрут связывает причал у «Медного всадника» (Адмиралтейская набережная, 16) с пристанью возле Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. Он работает с 10.00 до 21.00 и вполне может считаться эконом-вариантом водной прогулки по Неве — за 20 минут пути пассажиры видят с воды Кунсткамеру и Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова и Ростральные колонны, проходят под Дворцовым мостом и получают массу ярких эмоций за минимум цены. Этот вариант особенно подходит желающим быстро добраться с одного берега Невы на другой, поскольку на наземном общественном транспорте делать это между Адмиралтейской набережной и Петропавловской крепостью не очень удобно.

Впрочем, то же самое можно сказать и о паромном маршруте, который запустили с 17 мая. Он соединяет причал «Крестовский остров» (наб. Мартынова напротив дома № 21) и Парк 300‑летия Санкт-Петербурга, расположенный на берегу Финского залива. Фактически переправа по воде напрямую связала ЦПКиО им. С. М. Кирова на Елагином острове и Приморский парк Победы на Крестовском с противоположным берегом: добираться посуху между этими парками и Парком 300‑летия Санкт-Петербурга еще более неудобно. Поэтому потратить 250 руб­лей на дорогу длительностью всего в 10 – 15 минут, одновременно получив возможность увидеть с воды «Газпром-арену», «Лахта-центр», мост ЗСД и прочее, вроде бы и не жалко.

Помимо этих маршрутов есть и другие, которые можно считать паромными. Так, уже действует обкатанная в прошлом сезоне линия между причалом «Эрмитаж» на Дворцовой набережной и причалом «Речной вокзал» на проспекте Обуховской Обороны, 106. Причем в отличие от навигации 2023‑го нынче на ней появились две промежуточные остановки на Синопской и Арсенальной набережных. Последняя особенно удобна тем, кто хочет добраться до Финляндского вокзала. Правда, рейсы отправляются всего два раза в день. Утром (в 7.30) теплоходы «Метеор» или «Грифон» забирают пассажиров у «Речного вокзала», а вечером (в 19.30) стартуют от «Эрмитажа» в обратную сторону. Как считают в Смольном, именно благодаря тому, что на маршруте появился причал на Арсенальной набережной, он стал выполнять функции переправы, а это особенно актуально в условиях высокой загруженности мостов в утренние и вечерние часы пик. Уверенность в востребованности линии есть: в прошлом году она работала с 9 по 24 сентября и успела обслужить более 400 пассажиров.

Кроме того, в Петербурге действует и линия между причалами «Крестовский остров» и «Адмиралтейство» (Адмиралтейская набережная, 10), благодаря которой удобно добираться от Крестовского острова и ЦПКиО до центра города.

И хотя в этом случае достопримечательностей и удовольствия по пути можно получить еще больше, чем на «паромных» линиях в Петропавловскую крепость, и заплатить придется уже существенно больше.

Вместе с тем специалисты полагают, что эти линии (во всяком случае те, что действуют в центре города) больше рассчитаны на приезжих, слабо ориентирующихся в маршрутах общественного транспорта и готовых платить за больший комфорт. «Регулярные пассажирские маршруты по воде в Петербурге могут быть востребованы лишь там, где нет сухопутной альтернативы или она требует заметно больших затрат по времени и средствам», — полагают аналитики. Если, к примеру, доставка пассажира от «Спуска со львами» до Петропавловской крепости стоит 100 рублей и предполагает попутное любование красотами Северной столицы — это, скорее, всего, будет пользоваться спросом даже у горожан. Но если за проезд надо платить 300 или 500 рублей — они будут искать альтернативу даже в том случае, если до ближайшей остановки общественного транспорта далеко, а на метро ехать этот отрезок пути не очень удобно.

Насколько окажутся востребованными новые маршруты паромных переправ — покажет время. И уже по окончании навигации мы узнаем, как много пассажиров ими воспользовались и были ли линии экономически целесообразны.


#паром #переправа #водный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7668) от 23.05.2024 под заголовком «По воде как посуху».


Комментарии