В Петербурге начал действовать цех по выпуску судовых рыбоперерабатывающих мощностей

В Петербурге начал действовать первый в России цех по выпуску судовых рыбоперерабатывающих мощностей. Это оборудование, производившееся раньше только за рубежом, взялся изготавливать Кронштадтский морской завод (КМЗ). Первый отечественный краболов «Русь», построенный на судоверфи «Пелла» (город Отрадное Ленобласти), получил недавно устройства для хранения и транспортировки краба, выпущенные в Кронштадте.

В Петербурге начал действовать цех по выпуску судовых рыбоперерабатывающих мощностей | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Изобретать велосипед завод не стал, а запустил «крабовую» линию по проектной документации норвежской компании PE Bjordal AS, специализирующейся на выпуске рыбоперерабатывающего оборудования. Меморандум о создании с ней совместного предприятия Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входит Кронштадтский морской завод, подписала пару лет назад в Петербурге на II Международном рыбопромышленном форуме.

Такой шаг был вполне объясним. Заказчики рыболовецких судов, напомним, с некоторых пор могут получить господдержку лишь при условии, что инвестиции они направляют не за пределы страны, как раньше, а на одну из отечественных верфей. Эта программа - «квоты под киль» - себя оправдала: корабелы стали получать многомиллионные заказы. И все бы ничего, кабы не одна, но пренеприятная ложка дегтя: часть судового оборудования им приходится закупать за рубежом. А «железо» для переработки на судне рыбной продукции так и вовсе полностью приходило к ним со штампом Made in...

Отчего никто в России не предложил такое же сходное по качеству и техническим параметрам оборудование, в принципе ясно. Сложно было догнать за короткий срок немцев, датчан, финнов, норвежцев, создающих лучшие в мире машины для филирования рыбы, судовые холодильные камеры или мельницы для выпуска рыбной муки. Соперничать с этими отраслевыми «китами», вступив с ними в коммерческий спор, нечего было и думать.

Но у норвежцев появлялась возможность укрепиться на российском рынке, пойдя на сближение с ОСК, а ее кронштадтскому подразделению в силу этого выпал шанс получить импульс к развитию. Другое дело, почему местом пересечения интересов стал завод, основанный еще при Александре II, а не более молодое предприятие, входящее в эту корпорацию? Резоны для принятия такого решения, в общем-то, были.

При выборе местоположения цеха учитывали, во-первых, опыт кронштадтцев, восстанавливающих современные боевые корабли. Во-вторых, выгодное положение КМЗ, оттуда доставлять готовую продукцию можно хоть морем, хоть автотранспортом. В-третьих, наличие свободных площадей: завод отдал под СП громадный, 3,5 тыс. кв. метров, корпус, сдававшийся прежде в аренду (в советское время там размещалось трубопроводное производство).

«Запуская этот проект, мы видели перед собой заманчивые перспективы, - говорит Анатолий Белоев, генеральный директор КМЗ. - Ведь корабелам быстрее и проще ставить на судно качественное российское оборудование, выкладывая за него рубли, а не подорожавшую валюту. Да и сервисное его обслуживание проводить удобнее, не связываясь с зарубежными поставками».

Но не всегда можно предугадать, где споткнешься. Ужесточение экономических санкций против России привело к коллизии, при которой создать такое предприятие с партнером, входящим в европейскую экономическую зону, оказалось сложно. Пока инициаторы СП пытались найти выход, работая в рамках подписанного соглашения, кронштадтцы времени даром не теряли...

По широкому и, кажется, бесконечному заводскому «рыбному» цеху (КМЗ не прекращал работу и при карантинных ограничениях) нас ведет Александр Воробьев, молодой заместитель руководителя этого проекта.

«Вот стеллажи, где лежат материалы, - показывает специалист, - мы поставили их сразу, как только закончили ремонт корпуса и обеспечили вентиляцию. А тут, взгляните, ленточная пила, пресс-ножницы для резки металла, станки с числовым программным управлением...»

Станков пока не очень-то много, хотя среди смонтированного оборудования есть и российское (сварочное, к примеру), а не только импортное, от ведущих европейских производителей. Но свободного места достаточно, и КМЗ продолжает оснащать новый цех, вложив в его создание более 60 млн рублей, около половины от общего объема направляемых сюда инвестиций.

Устроено же производство, поделенное на несколько зон, таким образом, чтобы в одну широченную дверь, на входе, поступали нержавейка и прочие материалы, а из другой, в противоположном конце цеха, заказчик забирал бы готовую линию (на конечном участке ее соберут предварительно так, как она будет расположена на судне) по переработке краба или рыбы: трески, пикши, океанской сельди и т. д. Пока уровень локализации невысок, 30 - 40%, но к 2024 году все позиции, как ожидается, кронштадтцы смогут закрывать сами.

Что войдет в рыбоперерабатывающую линию, каждый заказчик будет решать, исходя из промысловых задач, то есть поставить все на поток не удастся, поясняет Воробьев. Но в любом случае такая плавучая фабрика будет состоять из основного (машины по выпуску костной муки, нарезанного филе, рыбьего жира) и вспомогательного (конвейер, емкости, клети) оборудования, «заточенного» на безотходное, как ныне положено, производство.

Заводчане занялись этим делом, используя документацию, инженерные решения и подходы норвежцев. Так, перед выполнением заказа требуется создать компьютерную 3D-модель судовой фабрики, чтобы, посматривая на монитор, сверять потом с ней (как и с рабочими чертежами) каждый свой шаг. А еще раньше, в самом начале совместной работы, несколько сотрудников КМЗ прошли месячную стажировку на площадках компании Bjordal, освоив все основные этапы производства. И что же? Первый блин комом не вышел.

Судостроители «Пеллы», поставившие на краболов «Русь» проекта 03070 сделанные на КМЗ решетчатые клети для перевозки в особых цистернах живого краба (переработка улова на этом судне не предусмотрена), остались довольны. А передав головное судно рыбакам, заложили недавно, в конце мая, еще два таких же в рамках крабовых инвестиционных квот.

Но это лишь начало: такие устройства (не десятки, а сотни клетей) и другое кронштадтское оборудование собирается ставить на свои краболовы Находкинский судоремонтный завод, приступая к их строительству. Причем растет не только портфель заказов нового цеха КМЗ: летом нынешнего года он начнет делать более сложное оборудование для автоматизированных плавучих фабрик, которые надеется получить нижегородский завод «Красное Сормово».

Словом, перспективы по производству и сервису вырисовываются и впрямь неплохие. Но даже если что-то пойдет не так (в новом деле загадывать сложно), не беда. Цех и теперь между делом закрывает потребности КМЗ, готовя камбузное оборудование для «омолаживаемых» там кораблей, жесткие рамы для ремонта газотурбинных двигателей и др. А значит, в убытке одно из старейших судоремонтных предприятий России, как ни крути, не останется.

#завод #производство #верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6701) от 17.06.2020 под заголовком ««Русь» с норвежским акцентом».


Комментарии