В Петербурге набирает популярность экологический квест «Охота на колеса»

Квест – это приключенческая компьютерная игра. Но уже не только. Квесты выбрались из мониторов и вошли в реальную человеческую жизнь. Многие хорошие дела сейчас делают играючи. «Охота на колеса» – из таких. Это квест, в котором нужно найти свалку покрышек, разобрать ее и вывезти на переработку.

В Петербурге набирает популярность экологический квест «Охота на колеса» | ФОТО Лидии РАКЧЕЕВОЙ

ФОТО Лидии РАКЧЕЕВОЙ

Играют все, кто пожелает. Организатор – «Экологические добровольческие проекты» – объявляет в соцсетях место и время сбора волонтеров, обеспечивает вывоз собранных покрышек на место переработки. И – вперед. Самые быстрые и удачливые получают много-много баллов, а потом и призы.

За три года существования квеста его участники отыскали 180 свалок. Около 140 тонн покрышек отправили на переработку. Всего в акциях участвовали более 500 человек.

– В течение октября мы проводим очередной квест в трех районах Петербурга (Приморском, Красносельском, Пушкинском) и в пяти – Ленинградской области (Выборгском, Всеволожском, Гатчинском, Киришском и Кингисеппском), – рассказала руководитель организации Лидия Ракчеева. – Первые две недели мы искали и отмечали на карте незаконные свалки. Нашли 59. Визуально определили, что там накоплено в общей сложности примерно 3 тысячи покрышек. Это около 42 тонн. Вот их и предстоит теперь собрать и вывезти.

Труд добровольца тяжек. Как правило, скопления покрышек обнаруживают в перелесках, в канавах по обочинам дорог. Их надо вытащить и сложить в том месте, куда может подъехать грузовой транспорт. А если еще учесть, что на этих помойках не так уж много чистых покрышек (сказать прямо, их совсем нет), то становится понятным, что добровольцы – личности героические. В октябре они уже очистили территории в Токсове, Кузьмолове, в Вырице, у Орловского карьера и в Западном Мурине, у гаражей рядом со станцией метро «Девяткино». Только за одни выходные загрузили целую фуру.

Но организаторская работа не менее тяжкое дело. Для начала нужно понять, кому эти покрышки нужны так, чтобы он сам приехал за ними.

– В городе и области много предприятий, которые перерабатывают шины в резиновую крошку для дорожного строительства, для изготовления мягкого покрытия детских площадок, – рассказала Лидия Ракчеева. – Но большинство из них, к сожалению, по разным причинам не могут обеспечить транспортом наши квесты, предпочитают, чтобы мы сами привозили трофеи к их воротам. Так что сейчас мы активно сотрудничаем с переработчиком из Синявина в Кировском районе области, где и расположено предприятие. Туда едут все собранные нами покрышки.

Надо сказать, тема брошенных шин, как говорится, в тренде: интересна и общественным организациям (перспективно и престижно), и бизнесу (приносит прибыль), и экологическим структурам (планету очищаем), и волонтерам (потому что просто интересно). Занимаясь ею, можно рассчитывать как на президентские гранты, так и на помощь иностранных организаций, приглашение участвовать в каком-либо международном проекте. Так, учредитель синявинского предприятия оказался человеком, разглядевшим перспективы в участии в различных экопроектах и экодвижениях. К примеру, в совместном финско-российском проекте Nokian Eco Challenge. С одной стороны – Федеральный фонд рационального природопользования, с другой – известная финская фирма. Задача – отыскать места свалок шин и убрать их, обеспечив чистоту, а заодно и поставку сырья переработчикам.

Проект стартовал в декабре 2018 года. И к середине 2020 года в его рамках добровольцы России собрали и вывезли около 300 тонн брошенных шин. Так оно и движется: здесь акция, там квест, а во-о-он там проект...

«Утильный» бизнес, который, как ни крути, в большой степени является фундаментом для решения экологических проблем, обсуждают не слишком-то часто и глубоко. Одни говорят, что это и не бизнес вовсе, а так – благотворительность. Другие, наоборот, уверены, что эта отрасль несет втихаря золотые яйца... Ну золотые они или нет, но доходы есть – это точно. Переработчики активно продают резиновую крошку разного размера (по желанию заказчика) и даже «резиновые чипсы» (не для еды, разумеется). Минимальная цена – 18 руб. за килограмм. Кое-что и сами изготавливают. К примеру, те же покрытия детских площадок: по 900 с небольшим рублей за кв. м самого простенького покрытия.

– Не так уж это прибыльно, – считает Лидия. – В шине не слишком много непосредственно резины. Так что выход чистой крошки незначительный. К тому же шины (особенно те, что мы собираем в лесу) нужно еще промыть. А это дополнительные затраты.

Возможно, из-за неоднозначной оценки возможностей бизнеса, из-за разного видения его развития сейчас наблюдаются различные подходы к сбору шин. В Петербурге море пунктов приема. Они есть, кажется, в любом шиномонтаже, на каждой заправке и тем более на всех СТО. Но... подавляющее большинство оказывает платные услуги. То есть водитель или хозяин машины должны заплатить за возможность оставить шину: от 50 до 100 рублей за штуку. И платят! А те, что не платят, выбрасывают в канаву, откуда ее потом, будем надеяться, вытащит Лидия со товарищи.

КСТАТИ

Все же пункты бесплатного приема шин в Петербурге есть. И их немало. Правда, нередко одни закрываются, но при этом открываются другие. Так что сэкономить пару-тройку сотен рублей можно. Вот актуальные адреса некоторых пунктов бесплатного приема на автозаправочных станциях:

пр. Обуховской Обороны, 303;

Парголово, Ленинградская ул., 89;

ул. Потапова, 7;

Усть-Славянка, Советский проспект, 55, корп. 1;

Пулковское шоссе, 42А;

Московское шоссе, 46, корп. 3;

Колпино, Заводской проспект, 17.

#экология #волонтеры #переработка мусора

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6772) от 26.10.2020 под заголовком «Кто по грибы, а я – по шины».


Комментарии