В Павловске как в сказке у Екатерины II
Нет, наверное, сегодня в Павловске человека, который знал бы о его истории больше, чем краевед Сергей ВЫЖЕВСКИЙ. Он хранит Музей истории города Павловска, расположенный в Песчаном переулке, читает лекции, разработал и проводит два десятка двухчасовых экскурсий по Павловску и его окрестностям, занимается архивными поисками.
«Малые архитектурные формы» придают Павловску особый уют./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Городскую планировку невозможно понять без завязки на парковую, город и парк оказались разделены только в советское время. До 1917 года Павловск являлся помещичьим имением, переходившим по наследству от владельца к владельцу, и помещик, как правило, решал, где пройдет улица и что на ней строить. Он же назначал управляющего своим имением (городом) и членов городового правления…
С таким статусом Павловска отчасти связаны и его дальнейшие проблемы. В городе жили те, кто работал на хозяев. Пока была жива императрица Мария Федоровна, они, можно сказать, благоденствовали. При ее младшем сыне Михаиле Павловиче средств стало меньше, но помогло строительство железной дороги и музыкального вокзала. Это вызвало дачный бум и возместило горожанам доходы, «похудевшие» со смертью благодетельницы. Правда, пришлось открыть парк для приезжавшей публики.
После революции наступила административная чехарда, тем не менее Слуцк (Павловск) «вынырнул» из нее не только с дворцом, превратившимся в музей, но и как центр крупного аграрного района Ленинградской области. Кроме того, в Павловске действовали артели, фабрика спортивной обуви. Все это с трудом возродилось после войны. При Хрущеве артели влились в крупные производства, в Павловске задавали тон небольшие фабрики — кожгалантерейная, швейная, спортинвентаря и металлоигрушки, но, в общем‑то, город стал распадаться на «спальный» район и музей-заповедник.
Николаевские ворота Павловска — подарок, сделанный в 1826 году императором Николаем I своей матери, императрице Марии Федоровне./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
По поводу того, как развиваться городу, есть планы властей, есть пожелания жителей и краеведов. До середины 1980‑х годов ориентировались исключительно на превращение Павловска в туристический центр. Тогда были проекты восстановления музыкального вокзала, примечательных исторических зданий, утраченных во время войны и не только. Но до сих пор нет даже проектов по тому же музыкальному вокзалу, только эскизы. Есть зато идея возрождения парка, известного под названием «Александрова дача». Он был создан в конце XVIII века по мотивам «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для внука Александра, будущего императора Александра I. В проектировании своей дачи принял участие сам подросток. На берегах запруженной речки Тызьвы и впадающих в нее оврагов появились шатер с золотым верхом, дом Лентьтяга-мурзы, храм Цереры, пещера нимфы Эгерии, храм Розы без шипов, Елисейские поля и храм Флоры и Помоны…
Когда‑то парк занимал больше 30 гектаров, ныне сохранились основной исторический ландшафт, руины и камни. Восстановить в принципе можно. Но опять‑таки нужно для начала провести археологические исследования, затем разработать проект… Еще одна проблема — рядом с «Александровой дачей» находится туберкулезная больница, и в случае воссоздания парка ее придется куда‑то перемещать, а это серьезные дополнительные затраты.
К 250‑летнему юбилею Павловска хотелось бы привести в порядок и знаковые городские объекты. Один из них расположен на углу Садовой и Госпитальной улиц — здание первой в Павловске школы, построенное в 1784 году. Одна из первых общеобразовательных школ в России! И эта каменная руина, увы, сегодня никому не нужна: она слишком маленькая, в коммерческих целях ее сложно использовать, не окупится.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7509) от 26.09.2023 под заголовком «Как в сказке у Екатерины II».
Комментарии