В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка

На Университетской набережной, 17 открылся показ дипломных работ выпускников петербургской Академии художеств имени Ильи Репина 2023 года.

В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка | ФОТО автора

ФОТО автора

Еще свежи воспоминания недавних студентов о защите дипломных работ, проходивших в этих же залах несколько недель назад, и вот тридцать лучших живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов получили возможность показать широкой публике итоги своего ­шестилетнего обучения.

На вернисаже Семен Михайловский, ректор старейшего художественного вуза России, отметил, что «академия сохраняет лучшие традиции классического образования, обучая студентов рисунку, композиции, использованию цвета. Но она не только обращена в прошлое, в последние годы студенты стали затрагивать социальные темы, соединяя ремесло с чувствами и мыслями современного мира».

После поздравлений педагогов слово взяли выпускники. Серафима Тышковская, архитектор-реставратор: «Когда рисуешь проект возрождения здания, чувствуешь за своей спиной великих зодчих, работавших прежде».

Как пояснил нашей газете Николай Смелков, руководитель дипломного проекта Серафимы, она от руки рисовала свой проект реставрации Тихвинского Введенского девичьего монастыря. «Компьютер проник буквально во все сферы проектирования, и это не всегда на пользу архитекторам, особенно начинающим», — пояснил Смелков.

Второй раз выставка дипломников создавалась совместно с Музеем Академии художеств, который предложил отойти от прежнего показа по видам искусств. В какой бы точке ни находился зритель, в его поле зрения окажется как минимум два вида: полотно и архитектурный проект, скульптура и графический лист и т. д.

Эпиграфом к выставке стали картина Натальи Великой «Русский музей», изображающая детскую экскурсию в академических залах Михайловского дворца, и картина «Свет и тень» Анны Кондратьевой с видами отдела слепков Музея Академии художеств. Дипломники помнят о своих корнях.

Внимание первых посетителей привлекли большое полотно (2,5 х 6,5 метра) «Чувашская свадьба» художницы-монументалиста Алины Хоняк и скульптурная композиция «Памяти детей — жертв войны» Сурена Харазяна. Ректор пояснил, что картина украсит один из интерьеров Дома правительства Чувашии в Чебоксарах, а на основе гипсовой скульптуры по заказу Ленинградской области будет создан бронзовый монумент.

Как рассказала Алина, она приехала учиться в Петербург из Чебоксар и для нее было важно показать один из центральных моментов традиционного образа жизни чувашей — приезд жениха в дом невесты. Ее родители встречают молодого человека у ворот хлебом-солью. Невеста в окружении подруг и родственников находится рядом.

На вопрос о планах Алина Хоняк ответила, что намерена продолжить образование в Петербурге — или в аспирантуре, или в академической творческой мастерской. «Но не забуду родной дом. До Чебоксар — совсем недалеко», — говорит Алина.

Некоторые зрители с недоумением осматривали серию литографий Юлии Яцук по мотивам романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. «А почему надо обязательно следовать традиции изображать персонажей в «нэпманских» костюмах, — пояснял один из преподавателей. — Ведь 1920‑е годы — время расцвета модернизма. Даже если писатели ничего не слышали про Хуана Миро, они дышали с ним одним воздухом. И это нашло отражение в работе современной художницы».

В остальном содержание выставки вполне традиционно. В серии офортов «Двенадцать подвигов Геракла» Анисия Теплякова реалистично, если так можно сказать о мифическом герое, изображает его достижения в борьбе со львом, гидрой, кабаном и другими зверями. Шелкографии Екатерины Романовой иллюстрируют пословицы и поговорки. Автор реабилитирует выражение «Любовь зла, полюбишь и козла». Ее копытное — милое создание, которое лежит среди цветущих подсолнухов и с нежностью глядит на зрителя. Архитектор Тихон Муравьев спроектировал 300‑метровую «иглу» офисного центра. Хотя, говорят, небоскребы уже не в тренде. 


#дипломы #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7477) от 11.08.2023 под заголовком «Шесть лет как миг».


Комментарии