В новогодние праздники в Петербурге гостил каллиграф Мохаммад Джавад Шабани-Мофрад

Исследователь арабских и персидских рукописей, обладатель высшей степени в области каллиграфии Иранской ассоциации каллиграфов, ученик знаменитого Насера Тавуси — Мохаммад Джавад Шабани-Мофрад. Мастер принял участие в вечере персидской каллиграфии, который прошел на площадке петербургской Ассоциации международного сотрудничества при поддержке Фонда исследований исламской культуры Ибн Сины и Российско-иранского общества дружбы.

В новогодние праздники в Петербурге гостил каллиграф Мохаммад Джавад Шабани-Мофрад | ФОТО автора

ФОТО автора

Мероприятие для любителей Востока открыл показ фильма иранского режиссера Эмира Валинежада об искусстве каллиграфии «Точка» (2020 г.). Затем Мохаммад Джавад рассказал о возникновении и развитии персидских каллиграфических почерков и провел мастер-класс.

«Каллиграфия — древнее искусство Востока, хранящее в себе множество секретов. Чем чище сердце человека, тем красивее его почерк. Считается, что постоянное совершенствование своего почерка — это своеобразная «полировка души», — подчеркнул мастер.

Персидская каллиграфия — это искусство с богатой историей. Ее законы и правила были сформированы более тысячи лет назад, получив особенно активное развитие после прихода ислама и принятия Ираном арабской графики. На протяжении многих лет иранцы создавали и продолжают создавать красивейшие каллиграфические почерки, в которых каждая линия и точка наполнены глубоким смыслом. В результате искусство красивого письма для исламской культуры имеет такое же значение, как, например, живопись для Европы. При этом в исламской письменности есть много особенностей (например, усиление и ослаб­ление линии, отсутствие заглавных букв и переносов), которых нет в европейском письме.

Современные исследователи выделяют две разновидности арабской письменности: куфи (вид букв — угловатый и прямолинейный) и насхи (криволинейный, округлый и курсивный). На их основе было соз­дано шесть классических почерков: мухаккак, райхан, насх, тауки, рика и сульс (состоит из 1/3 прямых линий и 2/3 витиеватых).

«На персидской земле сформировались два вида почерка — насталик̣ и шекасте, — объяснил господин Джавад. — Насталик настолько красив и изящен, что его называют «невестой исламских почерков» и используют для написания поэтических сборников и любовных писем. До сих пор тома великих персидских поэтов издают, используя насталик. А вот почерком насх или сульс написать стихотворение Саади, Хафиза, Руми или Хайяма невозможно, потому что никто не почувствует глубину этих произведений и иранский дух. Почерк рика использовался для корреспонденции. И хотя его не считают особым искусством, именно им любили писать турецкие султаны».

По словам мастера, в современных иранских школах также изучают каллиграфию, правда, на этих уроках используют обычные ручки. Тем не менее в каждом городе Ирана есть специальные курсы (в том числе при мечетях) классической каллиграфии.

«Я начал учиться каллиграфии в семь лет, когда пошел в школу в своем родном городе Кашан, — вспоминает Мохаммад Джавад. — Мне это занятие очень понравилось и стало моим любимым хобби. И даже на летних каникулах я не выпускал из рук калям (перо для каллиграфии. — Прим. ред.), добиваясь идеального результата. Процесс ­изучения каллиграфии включает три вида упражнений: теорию, практику и собственное творчество. А чтобы по‑настоящему освоить искусство каллиграфии, придется потратить долгие годы. И конца у этого обучения нет».

Из любопытных фактов мастер отметил, что в музеях сохранилось много образцов каллиграфии, созданных женщинами. Это свидетельствует о том, что данный вид искусства не имеет гендерных различий. А еще каллиграфией могут успешно заниматься левши. Например, учитель Мохаммада — известный каллиграф Насер Тавуси — тоже левша.

Для создания каллиграфии мастеру необходимы специальные инструменты и приспособления, которые каллиграфы изготавливают сами или приобретают в частных мастерских. Считается, что лучшие принадлежности для этого искусства производят в Дезфуле и Исфахане.

Калям делают из тростника, который растет в Южном Иране, затачивая один его конец острым ножом. Говорят, что мастерство художника наполовину зависит от верной заточки каляма. Человек не может считаться каллиграфом, пока не научится затачивать свое перо. Во время написания текста калям держат таким образом, чтобы его косой срез полностью прилегал к бумаге. Для хранения калямов используют специальный футляр — каламдан, который может быть простым или богато украшенным.

Лучшие чернила для каллиграфии получают из натуральных ингредиентов, проверенных веками. Помимо черного используют и другие цвета (желтый, красный, белый, золотой).

Все эти предметы можно было рассмотреть и потрогать во время мастер-класса. Первое слово, которое участники встречи попросили мастера написать, — «любовь». Обмакнув в чернильницу калям, каллиграф заскользил им по листу бумаги. Тростниковое перо издавало таинственный скрип, который описывали в своих произведениях персидские поэты.

На вечере персидской каллиграфии присутствовали гости разного возраста и разных профессий. Было много студентов, обучающихся по профильным специальностям, а также людей, которые только хотят приобщиться к искусству Востока. Преподаватель математики из петербургского вуза продемонстрировал сделанный собственными руками калям и получил одобрение мастера.

А в финале вечера все пили чай с восточными угощениями и дарили друг другу подарки, в числе которых были красочные открытки с образцами персидской каллиграфии.

Страноведение

ир.jpg

ФОТО freepik.com / Инфографика Ирины ГАБОВОЙ


#гость мастерство #каллиграф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7583) от 17.01.2024 под заголовком «О чем скрипит калям».


Материалы рубрики

Комментарии