В Ленобласти пройдет реформированию транспортной системы

Качество транспортного обслуживания, что греха таить, вызывает порой недовольство у жителей Ленобласти. Региональная власть его повышала, запуская новые маршруты и помогая выводить туда современные автобусы. Хотя улучшить общую картину такими отдельными «мазками», видимо, не получалось. Но скоро все изменится, уверяют чиновники. Это позволит сделать кардинальное реформирование транспортной системы на смежных (по соседству с Петербургом и между районами области) маршрутах. Ее новую модель начали обкатывать в Кингисеппском районе, где запущен пилотный проект, с февраля 2024‑го перемены охватят всю область. А меньше года спустя, к 1 января 2025‑го, планируется обновить 90 таких маршрутов и запустить в рамках реформы 450 новых автобусов разного класса.

В Ленобласти пройдет реформированию транспортной системы | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Плотность населения Ленобласти не слишком высокая — около 22,7 человека на 1 кв. км, а по площади она почти вдвое больше Подмосковья. Эти два фактора, да и другие особенности региона, сказываются на транспортном обслуживании его жителей. Взять хотя бы одну автобусную линию, протянувшуюся от города Кировска к Петербургу. Если повезет, это расстояние можно преодолеть за 45 минут, а если попасть в пробку, дорога растянется часа на полтора.

Подобные факторы нужно, конечно, принимать во внимание, приступая к реформированию транспортной системы. Областные структуры, отвечающие за это значимое направление, тоже не стали рубить сплеча. Как подобает в XXI веке, они решили совершить такой рывок, используя научно обоснованную математическую модель, чтобы и пассажиры были довольны, и перевозчики не остались внакладе. Готовят ее сотрудники Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, учитывая многие нюансы. А именно: расстояния, уровень пассажиропотока на разных линиях, затраты перевозчиков и прочее. Это важно, поскольку речь идет о столь сложной, много­уровневой системе, как организация пассажирских перевозок в Ленобласти. И нужно учитывать множество критериев, пояснил доцент этого вуза Николай Подопригора, участвующий в создании модели.

В то же время конкретные детали авторам реформы подсказывали отраслевые эксперты. Например, член правления Национальной транспортной ассоциации, директор по организации перевозок Роман Юренев. Рекомендации они давали, опираясь на свой практический опыт: где и какие автобусы стоит менять, как сделать перевозки на длинных маршрутах (40 – 50 км и больше) экономически выгодными и т. д.

Усилия ученых и практиков, работающих над транспортной моделью, воплотились в пилотном проекте, который в Кингисеппском районе идет с 1 июля нынешнего года. Современный подвижной состав — новые брендированные автобусы — работает там теперь на пяти линиях, связывающих районный центр с Волосовским, Сланцевским, Ломоносовским районами и Сосновым Бором. Приобретать их помогает перевозчикам схема по софинансированию.

Что она собой представляет и как будет меняться обслуживание пассажиров в регионе? Анонсируя реформирование транспортной системы, с подробнос­тями этой работы ознакомил журналистов Михаил Присяжнюк, председатель комитета Ленобласти по транспорту. По его словам, перемены затронут смежные меж­региональные маршруты, прежде всего за чертой мегаполиса, где стремительно растет жилая застройка, и дальние линии внутри области, а также некоторые туристические направления. Муниципальные маршруты, за которые по‑прежнему отвечает местная власть, реформа не коснется.

Предусматривается такое обновление подвижного состава, чтобы каждый закупаемый автобус соответствовал четко прописанным требованиям. Плюс развитие дорожной инфраструктуры (скажем, создание выделенных полос в крупных жилых массивах, входящих в агломерацию), формирование новых маршрутов и т. д. Другими словами, задача властей — обеспечить жителям области более комфортное передвижение на подобных маршрутах, добавил Присяжнюк.

Конкурсные процедуры по выбору предприятий, которые будут участвовать в перевозках, начнутся в январе-феврале следующего года. К концу весны того же года их предполагается завершить. За оставшееся до конца 2024‑го время победители тендеров успеют не только закупить, но и ­кое‑где поставить на линию новые автобусы…

Есть смежные маршруты, где в салоне автобуса едут, преодолевая большие участки пути, всего несколько человек, отмечает глава областного комтранса. Много денег перевозчик там не заработает. А расходы на покупку машин, развитие автопарка, привлечение грамотных специалистов у него немалые. И, напротив, в местах, где ощущается маятниковая трудовая миграция, вроде Кудрова и Мурина, с большим пассажиропотоком, перевозить людей — дело весьма прибыльное.

Как равномерно развивать региональную маршрутную сеть, сохраняя оптимальный для предприятий процент рентабельности? Из предложенных Минтрансом РФ форматов взаимодействия с бизнесом в Ленобласти решено было выбрать так называемые нетто-контракты. То есть тот формат работы, при котором оплата проезда всех пассажиров, включая льготников, остается у перевозчика. А регион будет компенсировать им упущенную выгоду и недополученные доходы, рассказал чиновник.

Совокупный объем средств по заключенным госконтрактам на перевозку пассажиров составит в Ленобласти таким образом 1,3 млрд рублей. Это по программе-2024, а общая стоимость транспортной реформы, которая продлится несколько лет, оценивается в 8,3 миллиарда. Во всяком случае такие данные озвучили ранее представители правительства 47‑го региона.

Для обновления техники на социально важных маршрутах с регулируемым тарифом областная власть компенсирует бизнесу 30 % от стоимости закупаемых машин. Часть транспорта, которому надлежит ходить на линиях с нерегулируемым тарифом, намечено обновлять за счет средств специального казначейского кредита (более 800 млн рублей). На эти деньги планируется приобрести почти 70 автобусов большого класса. И еще 400 млн рублей выложат на эти цели, как ожидается, сами перевозчики.

Как вырастет в итоге автобусный парк, пока неясно: по мере поступления новой техники часть старой будет, видимо, выбывать. На данный момент пассажирские перевозки осуществляют в регионе более 1,9 тыс. автобусов разного класса. Зато известно, что всем компаниям-перевозчикам власть предложит устанавливать стационарные валидаторы (такая продукция двух предприятий проходит сейчас аккредитацию в ГКУ «Леноблтранс»).

Пересадочные тарифы в регионе не приживутся. Но на линиях, ведущих к станциям метро, пассажиры и впредь смогут оплачивать проезд «Подорожником», и число таких направлений будет расти. Социальные проездные билеты обоих регионов будут действовать и для льготников Ленобласти, и для петербуржцев, заверяют чиновники.

Другое дело, что в ходе реформы непременно даст о себе знать дефицит водителей, у которых нелегкие условия труда. Их нехватка ощущается даже под Петербургом — в Сертолове, например, где водители получают в месяц до 130 тыс. рублей, привел пример Михаил Присяжнюк.

В Ленобласти сейчас действует несколько проектов, связанных с переобучением водителей на категорию D, подготовкой автослесарей и инженерного персонала (трудоустройство всем гарантировано). На обучение одного человека из регионального бюджета уходит в среднем 56 тыс. рублей. Но тем самым власть, надеются чиновники, сможет залатать кад­ровую брешь.


#Ленобласть #маршруты #реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7523) от 16.10.2023 под заголовком «Реформа пройдет по модели».


Комментарии