В этом году началась реформа системы уборки улиц, дворов и внутриквартальных территорий
Зима властно вступает в свои права. А там, глядишь, на город обрушится уже настоящий снегопад. Тем временем в этом году началась реформа системы уборки улиц, дворов и внутриквартальных территорий. Она, конечно, еще не завершена, однако идет своим ходом. Действительно ли коммунальщики готовы встретить во всеоружии наступающий зимний сезон? Чтобы проверить это, представители Общественной палаты (ОП) Санкт-Петербурга — точнее, двух ее комиссий — отправились на днях по нескольким городским адресам.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Переход на новую систему уборки дорог-тротуаров и территорий общего пользования начался в Петербурге 1 января 2023 года. С того времени это стало зоной ответственности городских организаций, а именно — специально созданных государственных бюджетных учреждений. Одни из них, создаваемые при городском комитете по благоустройству, отвечают теперь за дороги и придорожные тротуары. Другим же, реорганизованным жилищным агентствам (ЖА), поручено содержать в порядке внутриквартальные территории, подведомственные районным администрациям. Прежде этим занимались подрядчики, которых нанимали после заключения государственных и муниципальных контрактов управляющие компании. И если реальные возможности исполнителей отставали от заявленных, то делали они это нередко из рук вон плохо…
Такова в двух словах суть «снежной» реформы. Осуществляя ее, городские структуры в нынешнем году готовились к предстоящей зиме особенно тщательно, чтобы не свести на нет результаты всех преобразований. Так, судя по официальным данным, специалисты обследовали более 70 км инженерных сетей, герметизировали на зданиях свыше 113 тыс. метров стыков. Порядка 350 многоквартирных домов встречают зиму с обновленной кровлей.
«Водоканал» заверил, что все 11 стационарных снегоплавильных пунктов общей производительностью 101,5 тыс. кубов в сутки и 7 площадок для складирования снега, находящихся в его ведении, давно готовы к работе. В нескольких районах города Смольный собирается запустить этой зимой пилотный проект, связанный с использованием бионорда — более эффективного по сравнению с солью саморазлагающегося противогололедного реагента.
На поэтапное обновление автопарка дорожных предприятий в рамках реформы из городского бюджета было выделено 4 млрд рублей, и 270 единиц техники, едва сошедшей с заводского конвейера, готово выйти на улицы хоть завтра. Всего же снегопадам в Петербурге будут противостоять предстоящей зимой почти 2 тысячи специализированных машин…
Словом, сделано немало. И хотя первая половина осени выдалась нынче как никогда теплой, никто вроде бы не расслабился. По крайней мере если судить по отчетным данным. Но цифры цифрами, а жизненный опыт горожан заставляет их волноваться, обращаясь в комиссию по благоустройству, ЖКХ и экологии Общественной палаты Санкт-Петербурга.
«Не скажу, что это шквал обращений, но их предостаточно, особенно по условиям жизни в большом городе, — отмечает председатель комиссии Валерий Солдунов. — Мы делаем выборку и видим, на что обратить внимание. Одна из проблем, вызывающих озабоченность жителей, как раз связана с уборкой от снега дворов и улиц. Вот мы и решили ознакомиться с ходом реформы и подготовкой к зиме, побывав непосредственно на объектах».
Охватить разом весь мегаполис общественный контроль, понятно, не мог, да в этом и не было необходимости. Поскольку принцип уборки у всех одинаков, следовало выбрать часть города с разной застройкой и внушительными внутриквартальными участками, то есть более-менее показательный в этом смысле район. Таковым посчитали Красногвардейский, куда члены палаты (включая представителей комиссии по развитию институтов гражданского общества, общественному контролю и взаимодействию с общественными советами) и направились…
Первый адрес их маршрута: районное Жилищное агентство, База механизации № 1. Самая крупная по площади (9 тысяч КВ. МЕТРОВ) в этом районе. По обе стороны на ее просторной площадке выстроились новенькие тракторы. Тут же красовались недавно поступившие сюда фронтальные погрузчики разного типа и мотоблоки «Нева», позволяющие хорошо и быстро очищать от снега тротуары.
База не новая, ей больше полувека, сообщил Артем Матвеев, директор ГКУ ЖА. Но прежний ее владелец, районный жилкомсервис № 2, вкладывал средства в развитие предприятия. «Оставлять нам технику, имевшуюся в его распоряжении, не было смысла. Старые тракторы с большим пробегом потребовалось бы менять, а новые, приобретенные в лизинг, невозможно было передать чисто юридически, — добавил руководитель. — Но сетовать не приходится: парк машин и механизмов город тут полностью обновил».
В ходе реформы для этого жилагентства было закуплено 76 единиц техники. Оно получило и надежные, ремонтопригодные тракторы «Беларус», сервисным обслуживанием которых будут заниматься дилерские центры Минского завода. А также произведенные в Петербурге погрузчики, по которым забот с запчастями тоже не возникнет, и средства малой механизации, облегчающие работу дворников.
Дефицит кадров здесь, как и повсеместно, ощущается, но не очень остро. Дворниками это ЖА обеспечено сегодня почти на 92 %, а трактористами — в меньшей степени (большинство перешли из жилкомсервиса № 2), пояснил Матвеев. Но к 1 декабря его команда рассчитывает выйти на городские нормативы, а затем и вовсе закрыть кадровые бреши. Прежде всего благодаря растущим зарплатам: у дворников она составляет на данный момент 49 тыс. рублей. Механизаторы получают без малого 77 тысяч в месяц — несколько больше, чем трактористы из дорожных предприятий. Однако родственные организации договорились не переманивать друг у друга профессионалов.
Пройдя испытательный срок, новый сотрудник, у которого нет своего жилья, может получить служебную комнату — город предоставляет такую возможность. Кроме того, корпуса базы находятся в неплохом состоянии — проверяющие смогли в этом убедиться. А комфортные для ремонта техники и отдыха условия играют в деле привлечения кадров не последнюю роль.
«Частных подрядчиков на уборке внутри жилмассивов в нашем районе не было, — продолжает глава жилищного агентства, — занимались этим городские организации, имеющие технику и опытный персонал. Но в целом прежний порядок работы вызывал нарекания. Вряд ли ситуация быстро изменится: в Москве такая реформа длилась несколько лет, а у нас она идет всего несколько месяцев. Но главное — есть понимание, что и как нужно делать с учетом финансовых и прочих факторов».
Например, обновить корпуса базы механизации. Соответствующий проект будет готов в 2024‑м, уточнил директор, а еще через год он надеется получить от города средства на их реновацию.
Но местным жителям без разницы, кто в их муниципальном образовании борется со снегом (в общегородской РГИС, региональной геоинформационной системе, такие сведения, к слову, содержатся), был бы результат. А если они недовольны, надо дать им возможность обратиться куда следует, указав номера телефонов на расположенных в подъездах информационных щитах, высказали свое мнение представители Общественной палаты…
Это касается и улично-дорожной сети. За ее состояние в здешней округе отвечает автопарк № 7 «Спецтранс», куда члены городской ОП отправились следом.
Встретив гостей, генеральный директор предприятия Вадим Барташевич сразу повел их в цех по ремонту сезонной техники. А по дороге рассказал, что это автохозяйство избавляет от снежных заносов дороги не только в Красногвардейском районе, но и по соседству — в правобережной части Невского. Общая площадь опекаемой им территории составляет около 6,1 млн кв. метров.
Да и площадь самого предприятия немалая. Это правопреемник автопарка спецтехники № 2, одного из первых в Ленинграде, которое было создано 87 лет назад. Каждую зиму оно выводит свою технику (самосвалы, пескоразбрасыватели, снегопогрузчики и т. д.), чтобы посыпать дорожное полотно песком и солью. А в непогоду устранять ее тяжелые для водителей последствия.
«Снежные» преобразования этот автопарк не затронули — он работает, как и прежде, на контрактной основе (текущий полуторагодовой контракт закончится 31 декабря). Но непременно затронет, уверен его руководитель: городская власть обещает увеличить финансирование. Причем довольно заметно, как минимум наполовину.
«Наша работа зависит от погодных условий, — говорит Барташевич. — В малоснежную зиму, когда выездов мало, удается что‑то сэкономить для развития, но делать это все труднее: реагенты, запчасти — все дорожает. А еще нужно ремонтировать цеха, зарплату водителям поднимать, чтобы удержать кадры. Хотя мы изыскиваем возможности для их поощрения».
Особая головная боль транспортников — обслуживание зарубежных машин, к счастью, но таких здесь немного. Всякими путями они умудряются доставать к ним запчасти, чтобы избежать простоев. А нагрузка на технику бывает огромная — в прошлую зиму, например, которая выдалась снежной и долгой, добавляет гендиректор.
Поступают ли замечания от жителей? Не без этого, но предприятие, по его словам, старается оперативно их устранить.
«Да только не все в наших силах», — разводит он руками. — Минувшей зимой наши машины простаивали в очереди у снегоплавильных пунктов, иной раз по пять-шесть часов…»
Сотрудники «Водоканала» прошлую зиму тоже надолго запомнят: в Петербурге тогда было утилизировано более 2 млн кубометров снега, как никогда много. Площадки, куда самосвалы везли снег, работали почти на пределе технологических возможностей. Но тот зимний сезон показал, что и возможности эти в обильные снегопады ограничены — город быстро растет и объектов таких уже не хватает.
Участники общественного контроля убедились в этом, заглянув на одну из подобных площадок, которая находится на Октябрьской набережной. В пик сезона вереницы машин выстраивались и за ее воротами. Этот снегоплавильный пункт способен принимать и подтапливать 7 тысяч кубов в сутки, пропуская за час 15 – 20 машин (в зависимости от грузоподъемности). В иной год этого с лихвой хватает, а бывает, работая на полную мощность, с нагрузкой пункт не справляется. В ближайшие годы намечается капитально его отремонтировать. А вот расширить мощности не удастся — площадь земельного участка не позволит, отметил Антон Житенев, директор филиала «Водоотведение» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Готовясь к предстоящей зиме, специалисты провели профилактический ремонт насосов на данном объекте, обновили энергетическое оборудование, очистили емкости. В общем, продлили ресурс этой производственной площадки — как и всех остальных. Для временного складирования снега город, со своей стороны, выделил несколько дополнительных участков — вдвое больше, чем минувшей зимой.
В то же время разрабатывается проектная документация по трем новым снегоплавильным пунктам, один из которых (на улице Руставели) появится уже в следующем году, рассказал Житенев. Как следствие — совокупная мощность подобных объектов «Водоканала» будет составлять скоро не 100 тысяч тонн в сутки, как сейчас, а значительно больше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7532) от 30.10.2023 под заголовком «Время соли, песка и бионорда».
Комментарии