В честь победы при Гангуте. 30 лет звонят колокола Пантелеимоновской церкви после возрождения храма
Деревянная винтовая лестница, сохранившаяся с XIX века, ведет на звонарный ярус колокольни одного из самых знаменитых храмов Петербурга. Его еще называют Гангутским, так как заложен он по личному указанию Петра Великого «в благодарность Богу за дарованные победы в морских сражениях» при Гангуте, а затем и при Гренгаме. Удивительно, что свершились они в один день, хоть и с разницей в шесть лет, 27 июля по старому стилю — в день святого великомученика и целителя Пантелеимона. И в этот большой праздник — престольный для Пантелеимоновской церкви — здесь звонят во все колокола.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Историческим реликвиям в храме отвели несколько стендов небольшого музея. Здесь восстановленный памятный знак в честь победы при Гангуте. Репродукция с изображением расстановки военных кораблей во время сражения. Здесь же портреты молодого Петра и его флотоводца графа Федора Апраксина.
— Для нашего прихода 1714 год особенный — свершилось морское сражение при Гангуте, в котором флот, созданный Петром, разгромил шведскую эскадру. В честь этой большой победы, свидетельствующей, что в мире появилась новая морская держава, царем было дано распоряжение построить вблизи Фонтанки и Летнего сада церковь святого великомученика и целителя Пантелеимона. К 1718 году на этом месте возвели часовню, через четыре года — деревянную церковь, а спустя еще семнадцать лет — каменный храм, освященный в 1739 году, — напомнил хронологию событий отец Александр, настоятель Пантелеимоновской церкви.
За давностью времен история строительства церкви известна лишь по ее ключевым моментам. Считается, что каменный храм возведен по проекту российского архитектора начала XVIII века Ивана Коробова, который построил до этого второе каменное здание Адмиралтейства. Создавал проект церкви он уже после кончины Петра, тем не менее она сохраняет элементы стиля «петровское барокко»: яркий двухцветный колер, полукруглая апсида — алтарный выступ с двумя большими завитушками.
Тогда же при каменном храме появилась колокольня башенного типа. Сейчас туда можно пройти через дом причта. Проводником для нас стал звонарь Анатолий Бабиков, который поднимается на колокольню, чтобы огласить боем колоколов Пантелеимоновскую, ныне улицу Пестеля, вот уже почти три десятка лет.
ФОТО Марии ШЕРИХ
— Колоколов исторических почти не осталось, сохранился лишь один XIX века, но и он не с нашей церкви. Нынешний набор отливали в 2009 году на Балтийском заводе. По размерам и по весу колокола отлиты как старинные, всего их у нас 13. Благовест 5,5 тонны, второй в три раза меньше — 1,8 тонны. Известно, что, по старой ростовской традиции, каждый следующий колокол отливали вполовину меньше предыдущего. У нас не совсем так, но голоса у колоколов вполне благозвучные, — поясняет звонарь.
Первый раз при возрождении храма после запустения в советские годы и приспособления его под всякое нецерковное использование Пантелеимоновская церковь подала голос колокольным звоном в 1994 году, тогда же начались богослужения. Колоколов было всего три, но их звон и возвращение к церковному служению стало большим праздником не только для прихода, но и жителей близлежащих кварталов. Люди вновь могли прийти поставить свечки за своих родных и близких, помолиться, поделиться своими воспоминаниями.
В историю храма, теперь уже современную, вошел случай, когда одна из жительниц, 90‑летняя бабушка, пришла на звон колоколов, принесла небольшой ковчег и рассказала, что в нем частица мощей целителя Пантелеимона, привезенных ее отцом еще в дореволюционные годы из Афона. По просьбе горожанки ковчег с мощами приняли в дар, и теперь он хранится при одной из главных икон с изображением святого целителя. Образ с частицей мощей стал особенно почитаемой святыней храма.
Бой и перезвон колоколов собирает на службу прихожан в дни церковных праздников, перед литургией — в субботу и воскресенье, по вечерам — на всенощную. Музыкальное содержание почти всегда разное, в соответствии с богослужением, которое совершается в этот день.
— Каждый раз стараюсь создавать свою тему звучания, при этом колокол одну ноту не выдает, от него исходит довольно широкий спектр звука. Праздничные звоны, конечно, отличаются от тех, что совершаются в пост. Те, что в пост, — более спокойные минорные. Особенно это важно в Великий пост на Страстной седмице перед Пасхой. Требуется, чтобы звук колоколов вплетался в богослужение, которое совершается в храме. Кстати, снизу звон колоколов воспринимается приятнее. На колокольне более резкий звук. Вот сейчас благовест гудит. И он долго гудит. Приложите к нему руку. Чувствуете, звучание уже не слышится, но дрожь колокола осязается, звук в нем еще живет, — предлагает приложиться и самим ощутить колокольное биение, как сердца, звонарь.
Как с любой колокольни, благодаря тому что каждая из них возносится ввысь, здесь открываются отличные виды. Кстати, по традиции, в светлую седмицу после Пасхи прихожанам и всем, кому это интересно, предлагается подняться на колокольню, ударить в благовест, полюбоваться с высоты на близлежащие окрестности.
ФОТО Марии ШЕРИХ
И здесь есть что посмотреть. Пантелеимоновская церковь стоит в самом что ни на есть историческом центре города. Рядом Фонтанка, Летний сад, как на ладони можно рассмотреть купола Спаса-на-Крови, Спасо-Преображенского собора.
— Еще отмечу, Пантелеимоновская улица — назову ее по-старому — единственная в Петербурге, которая начинается и заканчивается храмами, она расположена между нашей церковью и Спасо-Преображенским собором. Думаю, это греет душу ее жителям. Во времена советской власти храм закрыли и пытались даже снести. Так как в этом месте улица имеет изгиб, ее хотели выпрямить. Слава богу, эти планы в жизнь не воплотились. При этом во время войны в дом, который напротив, попала бомба, и таким образом дорога сама собой расширилась. Разрушенный дом разобрали, а на открывшейся за ним стене в 1945 году создали мемориал, посвященный героям обороны полуострова Ханко в годы Великой Отечественной войны. Перед стеной установлен, судя по виду, фонтан, воспетый поэтом Иосифом Бродским, жителем нашей улицы, — рассказал отец-настоятель.
Четырехэтажный барельеф с морскими символами, знаменами и накладными надписями сам по себе уникальный памятник нашего города. И пустая чаша перед ним, конечно, просится стать фонтаном. Пока «Водоканал» к нему водопровод не подключил. Хотя Бродский в свое время посчитал это необязательным.
Здесь должен быть фонтан, но он
не бьет.
Однако сырость северная наша
освобождает власти от забот,
и жажды не испытывает чаша.
Нормальный дождь, обещанный
в четверг,
надежней ржавых труб
водопровода.
Что позабудет сделать человек,
то наверстает за него природа.
И вы, герои Ханко, ничего
не потеряли: метеопрогнозы
твердят о постоянстве Н2О,
затмившем человеческие слезы.
Чаша и правда часто заполняется дождевой влагой. Как наполняется колокольным звоном Пантелеимоновская улица, которой историческое название еще не возвращено. Но главное все же, что храм не снесен, а возрожден, историческая воля Петра остается с нами. И наполнен он жизнью — поклониться к образу святого целителя приезжают не только со всего нашего города, но также из разных уголков большой страны.
Читайте также:
На пути к ангелу. Шпиль колокольни Петропавловского собора держит городское пространство Петербурга
Перезвон над Искровским. Собор, возведенный в честь 300-летия города на Неве
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7780) от 28.10.2024 под заголовком «В честь победы при Гангуте».
Комментарии