В Богоявленском храме на Гутуевском острове продолжается реставрация внутреннего убранства
Нечасто доводится подниматься по строительным лесам под самый купол церкви — на высоту девятиэтажного дома. Именно такая возможность представилась автору этих строк в Богоявленском храме, где продолжается реставрация внутреннего убранства. Когда она закончится и леса снимут, возможности увидеть так близко лик Спасителя уже не будет…

Богоявленский храм расположен в районе, пока еще не особенно освоенном туристами./ФОТО АВТОРА
Храм на Гутуевском острове — величественный, масштабный, торжественный. Его позолоченный купол виден издалека в перспективе Обводного канала. Церковь построили по проекту архитектора Василия Косякова в память чудесного спасения будущего императора Николая Александровича — 29 апреля 1891 года, во время его восточного путешествия, в японском городе Оцу его ранил фанатик. А за образец был взят храм близ Харькова, возведенный в честь другого «чудесного спасения» — Александра III и его семьи во время крушения императорского поезда в Борках в 1888 году.
В свою очередь облик церкви на Гутуевском острове был взят за основу при строительстве храмов в Благовещенске, в станице Новоивановской Краснодарского края и в Харбине. Первый не сохранился, второй в настоящее время реставрируют, а третий долгое время был в запустении, а ныне в нем архитектурный музей…

Богоявленскому храму тоже в свое время досталось. Он был закрыт в 1935 году, использовался как овощехранилище, потом здесь находилось мыловаренное производство. До сих пор на одной из стен — большое обожженное пятно: смола буквально проела штукатурку с росписью… Во время войны храм пострадал от пожара, а впоследствии его передали Фрунзенскому универмагу — под склад.
Пространство поделили на четыре этажа, устроили перекрытия. Их врубали в стены, росписи неизбежно подвергались разрушению, ведь храм был покрыт ими полностью. Однако благодаря универмагу помещение не пустовало и не промерзало. Все окна были целы, ветер не гулял, а чтобы не портились товары, здесь на каждый этаж провели отопление…
Автором настенной живописи был академик Академии художеств Андрей Славцев. Исследователи отмечают, что его творческое наследие мало известно и мало изучено. По всей видимости, роспись храма Богоявления — главное и единственное крупное произведение этого мастера, который по примеру художника Александра Иванова ездил в Палестину, чтобы написать с натуры берега реки Иордан.
По мнению искусствоведов, живопись храма в определенном смысле революционна. Евангельские сюжеты выполнены в жанре исторической живописи, причем с явным влиянием нарождающегося «русского импрессионизма». Изображения шестикрылых Серафимов — вообще в духе стиля модерн…

Опыт восстановления церковных росписей, написанных в стиле позднего академизма, участники реставрационной группы приобрели при воссоздании живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве в конце 1990‑х годов./ФОТО АВТОРА
Восстановление церкви идет уже тридцать лет. Начали с подвала: он был практически полностью затоплен. Прихожане, бывавшие в храме в 1990‑х годах, вспоминают, что вода стояла даже во внутренних помещениях и ходить приходилось по дощатым мосткам.
— Несмотря на многие годы забвения, значительная часть росписей сохранилась, это просто какое‑то чудо! — восклицает Светлана Симакина. Профессиональный реставратор, она участвует в восстановлении росписей церкви более десяти лет.
Первые реставраторы пришли сюда еще в начале 1980‑х годов, когда здание использовалось универмагом. Они законсервировали живопись — в тех местах, где она стала осыпаться.
— Придумали оригинальный ход: взяли большие листы папиросной бумаги, нанесли на них воско-смоляную мастику, прижали к стене, прогладили утюгом, воск расплавился. С этой поверхностью пришлось работать мастерам, которые начали восстанавливать росписи десять лет назад. И сегодня я с уверенностью могу сказать, что благодаря той консервации было сохранено до 70 % настенной живописи, — говорит Симакина.
Очень повезло, что еще в конце XIX века, вскоре после освящения храма, знаменитый петербургский фотограф Карл Булла зафиксировал его внешний вид и внутреннее убранство, все росписи. Фотографии были изданы отдельным альбомом, в кожаном переплете с золотым тиснением и преподнесены государю императору. Ныне этот альбом хранится в Государственном Эрмитаже. Но была еще его авторская копия, которая невероятным образом обнаружилась в одном из антикварных магазинов и теперь находится в приходе.
Снимки Буллы служат основой для реставрации сохранившихся росписей и возобновления утраченных. По словам настоятеля церкви Павла Феера, этот фотоальбом для него — как настольная книга, с которой он почти не расстается.
Поначалу реставрация шла на пожертвования, помогали расположенный рядом Морской торговый порт и Северо-Западное таможенное управление. Теперь уже восьмой год работы финансирует городское правительство. Ныне реставрация уцелевших росписей практически завершена. Начинается следующий этап — воссоздание тех, которые не сохранились. Сейчас эти утраты выглядят просто как оштукатуренные белые пятна.
— В свое время росписи храма создавали мастера из Академии художеств, и сегодня, как дань преемственности, здесь работают реставраторы из той же академии, — говорит Симакина. — Кроме того, в составе бригады работает и художник, который имеет большой опыт по росписи новых храмов.

В руках Светланы Симакиной — рабочий альбом, фотография в котором дает представление, как выглядел фрагмент живописи до реставрации./ФОТО АВТОРА
Работа медленная, кропотливая. Мастера максимально бережно сохраняют оригинальную живопись. А там, где росписи утрачены, создают реплики, причем таким образом, чтобы была видна граница с оригиналом. Когда надо «реконструировать» большие пространства, готовят несколько вариантов живописных решений, и специальный экспертный совет утверждает окончательный облик.
Согласно рассчитанным пошагово планам специалистов, на полное восстановление внутреннего убранства храма потребуется еще шесть лет.
Читайте также:
Церковь Святого Петра в Гатчине восстановят за счёт федерального бюджета
Строят по первоисточнику: церковь по образу храма на горе Афон возводят в Ленобласти
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7846) от 12.02.2025 под заголовком «Золотой купол в перспективе канала».
Комментарии