В Арктику под парусом. Яхта «Мария» вернулась в Петербург
В конце прошлой недели после 45-дневного плавания в Петербург вернулась яхта «Мария», передает МИА «МИР». За ее кормой остались 2300 морских миль - два крупнейших озера Европы (Ладожское и Онежское), два моря (Белое и Баренцево), Беломорско-Балтийский канал и несколько рек, среди которых Нева и Свирь. Масштабная экспедиция (громко названная «Большой арктической регатой», хотя для регаты необходимо как минимум две яхты), стартовавшая на невских берегах, финишировала в Мурманске.
ФОТО Станислава КОРЯКИНА
Первоначально, правда, план был более дерзким – предполагалось дойти аж до Нарьян-Мара. Но яхтсмены не учли многих деталей. Строгий пограничный режим, длительный переход через Баренцево море без бухт укрытия (что небезопасно), портовый сбор (плата за вход и выход) в размере 100 тысяч рублей и, наконец, условия пандемии, которые там, в далеком северном краю, как оказалось, далеко не самые благоприятные.
Впрочем, впечатлений и сопутствующих мыслей у путешественников и без Нарьян-Мара набралось немало.
Зачем вообще-то их понесло в эти холодные бесприютные края? Вряд ли лишь потому, что в теплые страны сегодня не пускают, – экспедиция задумывалась еще несколько лет назад. Как признал руководитель проекта Станислав Корякин, изначально задача была отнюдь не глобальной: кое-какие исследования климата и воды, деловое и культурное общение с местными жителями. И все это в режиме яхтенных соревнований (то есть действительно регаты).
Но в итоге оказалось, что соревноваться не с кем, зато миссия получилась более значительной: проработка водных туристических маршрутов, исследование состояния береговой инфраструктуры. Другими словами, попытка ответить на вопрос: можно ли сегодня обычному человеку (разумеется, под руководством людей опытных) с относительным комфортом попутешествовать по нашим внутренним (что в условиях нынешних реалий особенно актуально!) водным путям? А ведь водный туризм, если взглянуть на него в государственном плане, это помимо отдыха и оживление прибрежных территорий, и развитие индустрии сопутствующей атрибутики. К тому же близкое знакомство с нетронутыми уголками природы развивает в людях экологическую культуру и прививает любовь к родной земле.
Экспериментальный рейс прошел весьма плодотворно. Участники экспедиции встречались и с обычными жителями, и с представителями бизнеса, и с главами муниципальных образований, и с руководителями регионов. Принял их даже сам губернатор Мурманской области Андрей Чибис. И, как уверяет Корякин, все собеседники идею оживить свою жизнь с помощью водного туризма восприняли с большим энтузиазмом.
Путь к благой цели, однако, предстоит трудный. Достойного этих задач флота прогулочных и маломерных судов пока нет. Береговая инфраструктура сплошь и рядом находится в состоянии ужасающем – к берегу просто не подойти, а подойдешь – на причал не выйдешь, ибо он разрушен напрочь. Самый приличный из всех – на Соловках, где им ведает монастырь.
Организовать сквозные маршруты (скажем, Петербург – Беломорско-Балтийский канал) мешает и региональная разобщенность, которую как раз и призвана преодолеть вот такая «народная дипломатия». А помимо постоянного экипажа «в смену» на борту побывали люди самых разных профессий: журналисты, ученые, педагоги, эксперты. Одна из таких счастливцев (хотела пройти лишь небольшой этап, а в итоге прошла часть пути туда и весь путь обратно) топ-визажист Евгения Сомова выразила народное мнение: само путешествие – сказка, а то, что находится на берегах, – увы...
К выводам, сделанным участниками экспедиции, со всей серьезностью относится председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. Потенциал водных путей Северо-Запада для развития отрасли, уверен он, просто колоссален. Здесь не только масса уникальных природных объектов, но и огромный пласт истории, связанный с развитием нашего государства: путь из варяг в греки, зарождение российского флота, множество славных баталий. Здесь же и слава рукотворная: старинные крепости и монастыри, каналы, шлюзы, электростанции...
Маршрут яхты «Мария» как полностью, так и частично может стать украшением культурно-познавательного туристского проекта «Серебряное ожерелье России», работа над которым идет уже с 2013 года. И здесь мы в мировом тренде: сегодня, как выясняется, все больше людей стремятся сменить расслабленный пляжный отдых на суровую северную экзотику.
– Петербург мы в ближайшем будущем видим как туристический магнит, большой тревел-хаб, где пересекается огромное количество маршрутов, – сказал Корнеев. – С 1 января будет работать единая электронная виза, которая позволит 16 дней находиться на территории РФ. Этого времени достаточно для путешествия по нашим внутренним водным путям. И Петербург должен стать столицей водного туризма России.
Надо ли говорить, что препятствий на этом пути немерено. Чтобы попасть в наши воды, иностранцу нужно преодолеть массу законодательных барьеров, многие из которых существуют еще с советских времен. Но что его ждет здесь? Да, природа. Да, история. Но – никакого комфорта, к которому привык отнюдь не бедный (яхта – дорогое удовольствие!) зарубежный турист. Впрочем, и наши-то прежде непритязательные любители водных путешествий, наездившись по заграницам, тоже уже не очень готовы довольствоваться скудным береговым сервисом и видом полусгнивших причалов. При этом, между прочим, часто встречая еще и заоблачные цены на стоянку. Так что мечтать о туристических Нью-Васюках, конечно, не вредно, но нужно смотреть на вещи реально.
Для начала надо хотя бы найти общий язык с ближайшим соседом – Ленинградской областью. Ясно, что от эффективного взаимодействия (или, как сейчас модно говорить, синергии) выиграют оба региона. Впрочем, заверил Корнеев, между двумя губернаторами в этом плане полное взаимопонимание.
– Мы не делим яхтсменов на своих и чужих, – говорит заместитель начальника управления Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк. – Для нас это те люди, которые открывают дорогу потенциальному туристическому потоку. Уже три года, как мы ведем активное строительство объектов береговой инфраструктуры. Правда, предназначены они в основном для приема больших круизных судов. Чтобы обслуживать маломерный флот, к ним добавляем понтоны-причалы. Так, например, сделано в крепости «Орешек». Зафрахтовать там место можно из любой точки мира. Работает причал в Невской Дубровке, скоро сдадим такой же и на другом берегу Невы, у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Уникальный, с применением самых современных технологий причал сделан в Старой Ладоге. Прорабатываем вопрос о создании пункта пропуска маломерного флота в порту «Высоцк».
Последнее заявление следует считать революционным. Уже много лет об отсутствие такого объекта у финской границы разбивается весь зарубежный яхтенный туризм. Неужели лед тронулся?! И случайно ли, что такую замечательную новость принес разговор о яхте «Мария», сходившей в Арктику?..
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (6750) от 27.08.2020 под заголовком «В Арктику под парусом».
Комментарии