В акватории Невской губы пройдет регата суперскоростных фойловых яхт

В ближайшие дни нас ждет уникальное зрелище. С 27 по 30 июня в акватории Невской губы пройдет регата суперскоростных фойловых яхт.

В акватории Невской губы пройдет регата суперскоростных фойловых яхт | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Фойлы — это подводные крылья. Если все идет правильно, яхта «взлетает» на них через 5 – 7 секунд после старта и разгоняется до скорости более 30 узлов, что для однокорпусной яхты невероятно много. Быстрее гоняются только тримараны — и тоже на крыльях. Петербуржцы видели такие в 2010 году — огромные океанские монстры со свистом рассекали по Неве напротив Пет­ропавловки. Но те лодки были залетные, а эти — свои, хотя и купленные за рубежом.

Говорят, крылья сейчас — мировой яхтенный тренд. Хотя технологически это очень сложная вещь, требующая точнейших расчетов, зато скорость повышается в разы. Отдельные умельцы пытались раскрутить эту тему у нас, но дальше опытных образцов дело не пошло. А в сентябре прошлого года одна московская компания приобрела за рубежом четыре «крылатые» яхты, и началась «гоночная революция» в России.

Чтобы обуздать невиданных доселе «летучих коней», были приглашены опытнейшие яхтсмены — все как на подбор многократные чемпионы множества отечественных и зарубежных регат. Но и они, сев на борт, сориентировались не сразу — оказалось, что принципы управления здесь отличаются от тех, к которым они привыкли. «Это все равно, что заново на­учиться ходить», — признался мне один из них.

Разговор происходил в Речном яхт-клубе на Петровской косе, где яхты готовились к старту. Вот он, гоночный снаряд XXI века: сверхлегкий карбоновый корпус (из‑за чего на воде эти яхты называют «черными бестиями»), три фойла — один сзади, у руля, и два в передней части, у грота. Разгон, нос поднимается — и боковые фойлы длиной около метра проваливаются вниз, обеспечивая опору на водную гладь. Но если что‑то пошло не так, их силой опускает один из членов экипажа — флай-контроллер. Усилие может понадобиться серьезное, а потому на эту роль берут только молодых крепких мужиков.

Впрочем, на двоих остальных — рулевого и шкотового — нагрузки выпадают тоже неслабые. К тому же велик риск — яхтсмены не привязаны, и малейшая ошибка на такой скорости грозит вылетом за борт. О том же, чтобы при этом не попасть под острый, как нож, фойл соседней лодки, лучше не думать.

Посему гонки короткие — по 15 минут. Дистанция — трапеция общей длиной меньше мили. В день, если ветер «нормативный» (не очень сильный и не очень слабый) — по пять гонок. Нынешний этап — второй, первый был в апреле в Геленджике, третий будет снова у нас, в августе. Последний — осенью, снова в Геленджике.

Принципиальное новшество — гонки идут в прямой трансляции как с борта яхт, так и с дрона. Специальный датчик будет даже выдавать в эфир состояние пульса флай-контроллера.


#яхты #фойлы #регата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Под парусом, на крыльях».


Комментарии