Устремленная в небо: колокольня Никольского Морского собора предстала в своей первозданной красоте
Сняты леса с колокольни Никольского Морского собора. Одна из главных, поистине эмблематичных построек Петербурга предстала в своей первозданной красоте. Чтобы ее вернуть, реставраторам потребовалось почти три года. Как обычно, в такой сложной работе не обошлось без сюрпризов. Был дополнен без остановки работ проект реставрации. И все для того, чтобы вернуть колокольне стройный вид, воспетый писателями и художниками от Достоевского до наших дней.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Предвидение архитектора
Это огромная работа, в которой множество деталей, невидимых глазу непрофессионала, но никогда не бывает незначительных мелочей. Мы можем рассказать только о самых основных этапах реставрации колокольни. Обычно с Петром Щедриным, техническим директором компании, которая ведет реставрацию колокольни, мы беседуем на строительных лесах, часто на приличной высоте. Невозможно забыть разговоры рядом с узорчатым крестом храма Спаса-на-Крови. Теперь ситуация иная, зато есть возможность увидеть изобразительные материалы, которые Щедрин тщательно собирает в своем компьютере.
Но прежде спрашиваю о том, почему потребовалась нынешняя комплексная реставрация колокольни. Петр Георгиевич объясняет, что в конце 2010‑х годов были зафиксированы утраты элементов лепного декора, осыпание штукатурного слоя на фасадах, стали видны трещины на колоннах, начала отслаиваться краска стен. Были также зафиксированы протечки кровли куполов. Их принято называть — большой, который расположен над третьим ярусом колокольни, и малый, он находится над фонариком с часовым циферблатом.
К сожалению, не сохранились проектные чертежи архитектора Саввы Чевакинского, который в 1756 – 1758 годах строил одновременно и сам Никольский собор, и его колокольню. Наиболее старый технический документ, который нашли специалисты в архивах, относится к 1861 году, он связан с ремонтом здания. Много ценных материалов хранится в КГИОП, это отчеты о проведении в разные годы реставрационных работ. Кстати, единственная крупная реставрация колокольни проводилась в 1956 году.
Известно: Чевакинский был архитектором Адмиралтейств-коллегии, то есть военно-морского ведомства, и сам наблюдал за строительством Никольского собора и колокольни. Менее известный факт, что зодчий лично наблюдал за сваебойными работами. Их вели военные моряки, выделенные архитектору. По каким‑то причинам профессиональных мастеровых людей под рукой не оказалось. Моряки забивали от 2 до 12 свай в день. Принцип был такой: когда после третьего удара «каменной бабы» свая переставала уходить в землю, ее забивку заканчивали. После создания свайного поля из котлована прекращали откачивать воду. Она заполняла его, показывая уровень грунтовых вод. Тогда воду снова откачивали и обрезали сваи примерно на полметра ниже названого уровня. Чтобы они гарантированно не попали на воздух и не сгнили. Дальше шла засыпка щебнем, установка ростверка для равномерного распределения нагрузки от здания на сваи и сооружение фундамента из бутового камня. Использование этих «дедовских» технологий позволяет сохраняться многим памятникам петербургской архитектуры.
Это, скажем так, технологическая сторона дела. Была и градостроительная, о которой реже вспоминают. Анатолий Петров, советский исследователь творчества Чевакинского, поражался, как гениально зодчий поставил 54‑метровую колокольню. Словно архитектор твердо знал, что через несколько десятилетий она окажется на берегу Крюкова канала, тогда еще не прорытого в этом месте, и станет доминантой петербургской Коломны не только высотной, но и градостроительной.
Сила документа
Теперь о художественных достоинствах колокольни, которые также важны при подготовке реставрационных работ. Сохранилось много старых фотографий здания, однако только снимок 1905 года выполнен в таком качестве, которое позволяет рассмотреть детали. Но, как поясняет Щедрин, даже он дает примерно 70 % информации, необходимой реставраторам. Чтобы «вытянуть» больше, нужны подробные снимки деталей с разных точек. А их нет.
Что касается живописных и графических произведений, то им доверия еще меньше. Художники могли работать в мастерской, создавая вид колокольни по памяти. Здесь реставраторам приходится быть острожными. Красочных слоев сохранилось немного, использовались известковые краски (они хорошо держатся три-четыре года), часто их смывали перед нанесением нового слоя. Во время нынешних реставрационных работ на одном месте фасада было найдено не более четырех слоев. Кстати, в ходе расчисток был обнаружен насыщенный синий. Но такую окраску решили не воссоздавать. Во-первых, она резко контрастировала бы с фасадами собора, имеющими менее насыщенную окраску. Во-вторых, даже у современных красок с использованием силикона насыщенные тона быстро выгорают.
Поэтому облик колокольни воссоздается с учетом множества источников. Понятно, что великий зодчий Чевакинский создал сооружение, устремленное в небо. Этой идее подчинены ритм ярусов (каждый следующий длиннее предыдущего), установка 32 колонн, из которых 16 находятся на первом ярусе и по 8 — во втором и третьем.
Ветер и колонны
После установки строительных лесов была проведена расчистки стен и лепки с восполнением утрат, проведены первоочередные штукатурные работы и вычинка кирпича.
Когда сняли медную обшивку большого купола, то увидели со всех сторон стропильную систему, сделанную из сосны. Дефектовка показала, что надо укреплять балки, менять некоторые узлы.
Когда расчистили колонны, то выявили вертикальные трещины. Из 32 колонн только семь не имели их. В колоннах нашли стальные осевые стержни с клеймами уральских заводов Демидовых, а также позднюю реставрационную проволоку, которая удерживала трещины от расширения.
Видимо, первые трещины появились давно, туда попала вода, она раздвигает кирпичи, также началась коррозия стержней, которая увеличивает трещины. Стали искать причину их появления. Выяснилось, что колонны декоративные, у них нет так называемого защемления конструктивными элементами снизу и сверху, каждую «колышет» ветер. Капители колонн пустые. Расчеты ветровых нагрузок на колонны показали, что ветер не только давит на них, но, ударяясь о стену, «отдавливает» от нее колонну.
Выявили также нестыковку в записях реставрационных отчетов 1956 года. Реальная кирпичная кладка в колоннах отличается от указанных в бумагах. Вероятно, колонны не разбирали. После дополнительного проектирования было принято решение одеть бандажи из углепластика на колонны второго и третьего ярусов колокольни.
Из 16 колонн нижнего яруса пришлось перебирать 12. Одну удалось даже отреставрировать из вынутых исторических кирпичей.
Честное золото
На самом верху тоже было много интересного. Потребовалось снять и отреставрировать резной декор и элементы обшивки фонарика, выполненного из лиственницы. Там находится верхний третий часовой набор колоколов. Стропильная система малого купола, расположенного над фонариком, и медная обшивка этого купола также потребовали переборки. Между фонариком и шпилем находится так называемая пешка. Она выполнена из дерева и обшита медью, небольшие работы потребовались и там.
Стальной шпиль колокольни появился в 1940 году, тремя годами ранее от протечек сломался прежний металлический осевой стержень. Тогда ставили леса только от фонарика и укрепили новый стержень с помощью сварки, что на высоте почти 50 метров было новым делом.
Наконец, крест, венчающий колокольню, был вынут, его реставрировали и золотили в мастерских, вернули на место летом 2023 года. Осенью было проведено золочение куполов. Листочки драгоценного металла микронной толщины имеют веками неизменяемый стандартный размер 91,5 мм х 91,5 мм. Неважно, для мелких элементов внутреннего декора или для больших наружных куполов. Для колокольни потребовалось несколько сотен золотых «книжек».
Любопытно, что Никольский собор был одним из первых храмов России, где использовалось сусальное, а не огневое золочение. «Комиссии о каменном строении» понравилось, что можно проверить расход золота. При огневом методе мастера сами смешивали раствор золота и ртути и могли сэкономить себе в карман.
Во время последовательного снятия лесов появилась возможность установить «факелы» над каждой колонной. Для нынешней реставрации они выполнены из фибробетона (бетон с армированием из стекловолокна). До нас дошли изделия 1956 года, все разные, в основном из бетона с арматурой. На фото начала ХХ века факелы видны только на третьем ярусе колокольни.
Сейчас работы на самом финише — под тепляком проводится гидроизоляция фундамента колокольни. На глубине один метр идет утепление фундамента и ограждение его от грунтовых вод.
Под бой курантов
Работы по установке часового механизма и системы электронного часового боя не входили в реставрацию колокольни по программе КГИОП и осуществлялись приходом Никольского собора. Строительные леса облегчили эти работы. В ближайшее время часы с боем будут запущены. Под большим куполом колокольни реставраторы нашли остов от старого часового механизма. Его почистили и оставили на историческом месте.
Несколько лет назад благодаря исследованиям сотрудников Тверской областной библиотеки стали известны даты жизни Саввы Чевакинского (1709 – 1779), ушедшего в полной безвестности. Лучшим памятником ему останется колокольня Никольского собора.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей МАКАРОВ, председатель КГИОП:
— Всего на реставрацию колокольни Никольского собора из городского бюджета было выделено 162 млн рублей. На 2024 год общий объем финансирования реставрации объектов культурного наследия в Петербурге остается прежним — около 3,5 млрд рублей. Будут продолжены работы на особо сложных фасадах многоквартирных жилых домов — памятниках архитектуры. Начнется проектирование реставрации фасадов двух зданий на Дворцовой площади, которые принадлежат военным. На главной площади Петербурга не должно быть фасадов, обтянутых защитной сеткой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком «Устремленная в небо».
Комментарии