В Уставном суде Петербурга разобрались с «законом о тишине»

13 сентября высшая судебная инстанция города признала закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, указав при этом, как надо трактовать и исполнять так называемый закон о тишине.

В Уставном суде Петербурга разобрались с «законом о тишине» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Поводом для решения стало обращение в Уставный суд группы депутатов Законодательного собрания Петербурга, основанное на практике применения документа и жалобах горожан: слишком сложно бывает привлечь к ответственности виновных в нарушении тишины и покоя как раз в ночные часы. Да, можно позвонить в полицию, и наряд прибудет (вопрос - как быстро). Но дела об административных нарушениях после составления протоколов имеют право возбуждать не полицейские, а чиновники комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности городского правительства. Жалобы они принимают только в будни, в рабочие часы. Поэтому депутаты посчитали, что порядок привлечения к ответственности за нарушения тишины и покоя противоречит Уставу Петербурга.

Стоит напомнить, что несколько лет назад, после внесения поправок в федеральный закон «О полиции» и Кодекс об административных правонарушениях РФ, изъявших обязательную норму для полиции выписывать административные протоколы в подобных случаях, право составлять протоколы о нарушении ночной тишины в Петербурге (как и в других регионах России) предоставлено региональным структурам исполнительной власти. В нашем городе - сотрудникам комитета по вопросам правопорядка, не практикующим ночные выезды по сигналам граждан. А это исключает возможность обращаться к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы непосредственно в момент совершения административных нарушений, поскольку дело всегда происходит как раз ночью или в выходные. Так что выезд на место административного правонарушения в этих случаях осуществляют сотрудники полиции, не обладающие полномочиями составлять протоколы об указанных правонарушениях. Пока полиция пересылает составленные материалы о правонарушении в Смольный, срок давности привлечения к административной ответственности зачастую истекает, и нарушители остаются безнаказанными.

Согласно КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются сотрудниками полиции в случае, если передача этих полномочий предусмотрена соответствующими соглашениями между МВД и органами исполнительной власти субъектов РФ. В Петербурге, как и в большинстве регионов, такого соглашения нет. При этом, согласно постановлению Конституционного суда РФ от 2 июля 2018 года, отсутствие таких соглашений не лишает регионы правовой возможности реализовать функционирование механизма привлечения к административной ответственности за нарушения общественного порядка. Уставный суд пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не могут быть признаны не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, поскольку, определив уполномоченных лиц составлять протоколы об административных правонарушениях, законодатель Санкт-Петербурга предполагал такую организацию работы этих должностных лиц, которая позволяла бы самостоятельно решать все стоящие перед ними задачи, учитывая суть закона о тишине (ночное время, выходные и праздничные дни). Анализ действующего правового регулирования не дает между тем оснований для вывода о наличии для этого каких-либо правовых препятствий.

Суд указал на «обязанность уполномоченных на составление протоколов должностных лиц своевременно, в том числе в случае необходимости в ночное время, в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни, осуществлять все действия, необходимые для составления протоколов об административных правонарушениях», предусмотренных оспариваемым законом, а комитет по вопросам законности теперь обязан «ввести необходимые и достаточные меры организационного обеспечения» соответствующей работы своих сотрудников.

Кроме того, Уставный суд уточнил, что Законодательное собрание вправе установить дополнительные правовые гарантии, обеспечивающие своевременное реагирование на посягающие на тишину и покой граждан правонарушения.

Суд подчеркнул, что выявленный в постановлении уставно-правовой смысл является обязательным для всех, в том числе для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан.

Полный текст постановления Уставного суда Санкт-Петербурга, мнение судей Е. А. Бушева и И. В. Тимофеева, мнение судьи А. В. Шевченко, изложенные по постановлению, читайте на нашем сайте.

#закон #правопорядок #Уставный суд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6286) от 26.09.2018 под заголовком «Уполномоченных лишат покоя. Ночного».


Комментарии