Учреждение для творческих работников. Городская поликлиника № 40 отмечает юбилей

Сороковой — сорок! Символичный юбилей в этом году у известной в нашем городе поликлиники: центральной — расположенной на главном проспекте города; знаменитой, поскольку рождалась она как учреждение для творческих работников. Сегодня мы вспоминаем, как поликлиника № 40 образовалась по адресу: Невский проспект, д. 86. Кстати, такой же адрес у Дома актера — штаб-квартиры регионального отделения Союза театральных деятелей РФ. И это не случайное совпадение.

Учреждение для творческих работников. Городская поликлиника № 40 отмечает юбилей | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Появление в Ленинграде поликлиники, которая обслуживала исключительно творческих работников, стало большим событием, причем не только для театральной общественности города. Не потому, что это было какое‑то привилегированное учреждение — поликлиника привлекала своей полезностью. Именно такое качест­во — полезность, возможность получить специализированную помощь в самый необходимый момент — закладывалось в концепции этого медучреждения. О том, как организовывалась поликлиника, помогает нам вспомнить председатель регионального отделения Союза театральных деятелей РФ народный артист России Сергей Паршин.

Организация поликлиники была исключительно инициативой петербургского отделения Всероссийского театрального общества (ВТО), сегодня это Союз театральных деятелей. Председателем тогда был наш знаменитый и замечательный актер Кирилл Юрьевич Лавров. Хотя идея появилась еще при Юрии Владимировиче Толубееве, но он ушел из жизни в 1979 году, и все хлопоты легли на плечи Кирилла Юрьевича. Первое, что нужно было сделать, — расселить здание во дворе, в котором находились десятки коммунальных квартир. Жильцам предлагались хорошие отдельные квартиры, только на этих условиях они соглашались выезжать из центра города. Расселение происходило за счет долевого участия ВТО в жилищном строительстве. Деньги были потрачены невероятные, но ВТО тогда было очень солидной организацией, владеющей несколькими прибыльными предприятиями, — вспоминает глава петербургского СТД.

После расселения последовали реконструкция и ремонт здания, затем закупка медицинского оборудования. На все это тоже требовались большие деньги. Плюс к этому СССР, как известно, был страной всеобщего дефицита. Каждый аппарат нужно было где‑то отыскивать, как тогда говорили, выбивать. Лаврову многое еще удавалось за счет того, что он был депутатом Верховного совета СССР. Но все равно радовались каждому успеху. И сейчас в СТД вспоминают, как получили письмо с таким содержанием: «Уважаемый Кирилл Юрьевич! По вашей просьбе отправляем вам печь для обжига зубов». Получалось, что печь понадобилась лично артисту.

А когда во второй половине 1983 года поликлиника была готова к началу работы (уже был назначен первый главврач 40‑й — Владимир Вадимович Беляевский), вышло постановление правительства об улучшении условий жизни творческих работников. В документе указывалось, что у творческих союзов могут быть специализированные поликлиники. Однако содержать поликлинику было очень дорого. Тогда решили, что хороший компромисс — передать ее в ведение Горздрава, но обслуживать она будет творческих работников.

Все было сделано разумно: сосредоточие театров — в центре города, и поликлиника расположена на Невском. Обслуживать она стала также членов Союза архитекторов, Союза композиторов и Союза кинематографистов. А у Союза писателей тогда уже была своя писательская поликлиника — в Петроградском районе на улице Ленина. Каждый творческий союз, кроме Союза писателей, имевшего собственную поликлинику, ежегодно подавал списки своих членов, которые прикреплялись к 40‑й. Кстати, членам СТД разрешалось вносить в список на медобслуживание помимо себя еще одного члена семьи, что тоже правильно, ведь создавалась поликлиника исключительно на средства СТД. Не на членские взносы, конечно, а на прибыль от предприятий, — отмечает Сергей Паршин.

Штат поликлиники формировался из врачей, хорошо знакомых со спецификой труда творческих работников: актеров, певцов, артистов балета. Здесь, например, много лет работал брат Аркадия Райкина — Ральф Райкин, очень известный фониатр — врач, лечащий заболевания, связанные с голосом.

К поликлинике были приписаны не только драматические актеры, но и артисты оперных, музыкальных театров. Всем им речевой аппарат нужно держать в хорошем рабочем состоянии. Случится вдруг какая‑то незадача с утра — со связками что‑то — моментально приходили сюда, получали немедленную помощь, и актер уже вечером выходил на сцену. Помощь оказывалась очень оперативно и эффективно, — вспоминает Паршин.

Насколько рентабельной могла бы быть в нынешние времена поликлиника для творческих работников, сегодня сказать сложно. Как уже отмечено, 40‑ю изначально передали в ведение комитета по здравоохранению. И в 2010‑х годах было принято решение, что к ней может прикрепиться любой житель Петербурга. При этом большинство творческих работников города по‑прежнему лечатся у врачей 40‑й.

Поликлиника расположена во дворе нашего здания, и я час­то встречаю своих коллег, идущих на прием, или, напротив, уже навестивших врачей. В свое время, видимо, можно было СТД это учреждение акционировать. Так, например, поступили в Моск­ве, и все там неплохо. Но сейчас, как говорится, поезд ушел: поликлиника № 40 — учреждение комитета здравоохранения. Из этого надо исходить и общими усилиями ее развивать. У нового главврача поликлиники Дмитрия Викторовича Ченцова есть много хороших идей, которые он намерен реализовать. Конечно, хотелось бы, чтобы все нововведения обошлись без потерь квалифицированных многолетних сотрудников поликлиники. Мы со своей стороны тоже будем оказывать содействие. Например, двор поликлиники находится в аренде у СТД. Несколько лет назад мы привели его в порядок. Там есть фонтан, который «Водоканал» намерен сделать действующим. А мы этим летом откроем кафе. И посетителям поликлиники будет приятно, и жителям города: войти с шумного Невского в тенистый дворик и выпить чашечку кофе под сенью деревьев, — с оптимизмом строит планы на юбилейный год сороковой глава петербургского отделения СТД.

На юбилейный год поликлиники, которая была и остается родным медучреждением для поколений творческих работников, а теперь становится своим для многих других жителей, решивших лечиться на Невском.


#поликлиника #юбилей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7390) от 06.04.2023 под заголовком «Сороковая сорок лет назад».


Комментарии