У последней черты. Удержать ребёнка от рокового шага помогают множество людей разных профессий

Среди них начальник Первой психологической службы региональной общественной организации социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности» (РОО ЦЗРЛ) Елена Варшавская.

У последней черты. Удержать ребёнка от рокового шага помогают множество людей разных профессий | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Первая психологическая служба, ставшая поводом для этого разговора, как раз и занимается тем, что удерживает детей от рокового шага. Как рассказала Елена Варшавская, еженедельно в поле зрения ее сотрудников оказывается от 200 до 400 аккаунтов подростков — потенциальных самоубийц. Причем большинство из этих детей воспитываются в благополучных семьях.

Вот лишь одна, но вовсе не единичная история. Злодей находил в Интернете обычных детей, входил к ним в доверие, каждое утро писал добрые слова, а в какой‑то момент предлагал вместе с ним совершить акт самоубийства. При этом помогал несовершеннолетним составить красиво оформленную предсмертную записку. Она должна была быть поставлена «на таймер» и опубликована после смерти ребенка.

Правоохранительные органы оперативно отреагировали на собранный материал. Когда этого человека задержали, оказалось, что у него много жертв, среди них даже девочка-инвалид. Были и совсем маленькие дети — самому младшему 9 лет.

С момента основания центра в 2006 году он находится в тесном контакте с полицией и ФСБ. На его счету — участие в выявлении и пресечении деятельности десятков организаторов суицидальных игр в 2015 и 2016 годах. Как правило, это была молодежь до 25 лет. Спасены много участников этих игр, а также тех, кто просто сам по себе приближался к опасной черте. Деятельность центра экстерриториальна и распространяется на весь русскоязычный Интернет. 94 % спасаемых — Россия и Белоруссия, 3 % — страны СНГ, 2 % — другие государства.

Выявление преступников, — рассказывает Варшавская, — идет на научной основе, с применением собственных уникальных разработок. Ребенка, попавшего в жуткую ситуацию шантажа, убеж­дают поговорить с родителями, наладить с ними контакт. У нас есть специальный чат «третичной профилактики» для детей, неоднократно совершивших попытки суицида. Там за ними наблюдают специальные психологи-«няньки». В случае какой‑то опасности они поддерживают ребенка до тех пор, пока на месте кто‑то не примет меры.

Масштаб проблемы суицидальных рисков у современной молодежи обозначила заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) Ирина Горьковая. По официальным данным, в ряду причин смерти в подростковом возрасте суицид — на третьем месте после ДТП и болезней. Новейшие исследования подростков с девиантным поведением показывают, что таких склонностей не наблюдается только у 21 % обследуемых. А у 34 % риск очень высок. Ценности жизни у этих детей просто нет.

Высокий процент суицидального риска, считает Горьковая, в значительной степени определяется влиянием интернет-пространства, игр, где смерть «понарошку» и после нее всегда можно восстановиться. Детское сознание невольно переносит виртуальную жизнь в реальную.

Жесткое влияние Сети подтверждает и главный детский психиатр Петербурга, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, декан факультета «Лечебное дело» СПбГПМУ Северин Гречаный. Он убежден, что в Интернете давно идет необъявленная война против подрастающего поколения. По мнению специалистов, мощным психотравмирующим фактором являются проповедуемые там «стандарты счастья». Многие из них сводятся к «параметрам красоты тела», которые для подавляющего большинства оказываются недостижимыми. Осознание собственной неполноценности, заботливо усугубляемое интернет-консультантами, детьми с неустойчивой психикой воспринимается трагически. К переживанию безысходности услужливо подсовывают выход — смерть…

Что делать родителям, если они обнаружили у своего ребенка признаки суицидального поведения?

Если ситуация знакома родителям, — говорит Северин Гречаный, — они могут обратиться в центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина». Если же опасность пришла из Интерната, надо обратиться в РОО ЦЗРЛ. Обращаться надо в любом случае, в течение десяти минут пос­ле обнаружения опасного сигнала. Может быть, ребенок пошутил. А если нет? Когда он подобным образом шутит, это говорит о том, что проблема все‑таки есть. При этом подход к ее решению должен быть комплексным, здесь задействованы специалис­ты разного профиля. И должна быть служба, которая координирует их действия. Чем лучше налажено межведомственное взаимодействие, тем больше шансов, что жизнь ребенка, которой он по какой‑то причине перестал дорожить, будет спасена.

Читайте также:

Разговор на трудную тему. Как уберечь подростка от рокового шага?

В дурман — от нелюбви. Почему дети все чаще интересуются наркотиками?


#дети #подростки #помощь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7820) от 24.12.2024 под заголовком «У последней черты».


Комментарии