У порогов седого Волхова. Город, без преувеличения, сильно изменился за последнее десятилетие

Чуть больше тридцати лет назад, участвуя в раскопках в Старой Ладоге, я прожил в Волхове несколько недель. Тогда он мне показался страшным захолустьем — был каким‑то запущенным, брошенным, прозябающим. Прошли годы. Город сильно изменился в лучшую сторону, особенно сильно за последнее десятилетие. Нынешний Волхов, без всякого преувеличения, благоустроенный, уютный, респектабельный. И это не только мое наблюдение со стороны — практически все знакомые волховчане с этим согласны.

У порогов седого Волхова. Город, без преувеличения, сильно изменился за последнее десятилетие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Река Волхов делит город на две части. Левобережная, где вокзал, — это Волхов-1. Там была станция Званка, с которой все начиналось, и первые улицы. Раньше здесь жили в основном семьи железнодорожников. А обитателями правобережной части — Волхова-2 — были сотрудники Волховского алюминиевого завода, ГЭС и других предприятий.

Волхов1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Исторически сложилось так, что правобережная часть города считалась более престижной, но нынче обе развиты одинаково. На левом берегу построили новую газовую котельную, благодаря чему решилась проблема горячего водоснабжения. Появился свой физкультурно-оздоровительный комплекс, а в конце минувшего года была открыта ледовая арена. Кроме того, на левобережье снесли ветхие деревянные дома, которые занимали достаточно обширное пространство. Застраивать освободившуюся территорию не стали, а сделали уютную зеленую зону с детскими площадками. Так в 60‑ю годовщину полета первого человека в космос появился парк имени Юрия Гагарина.

«Лет пятнадцать назад, когда я только переехала в Волхов, в наш микрорайон «Трибуна», что на левобережье, возле швейной фабрики, даже таксисты отказывались ехать: мол, только машину портить, — вспоминает заместитель директора Староладожского музея-заповедника Алена Залогина. — После того как несколько лет назад район попал в программу «Формирование комфортной городской среды», ситуация изменилась. У нас поменяли дорожное покрытие, сделали тротуары, при каждом доме обустроили парковки и детские площадки. Теперь наш микрорайон считается едва ли не образцовым».

Что касается правого берега Волхова, то там любимое место прогулок горожан — парк имени 40‑летия ВЛКСМ. У его истоков стоял главный инженер Волховского алюминиевого завода Владимир Почивалов, занимавший этот пост в 1946 – 1960 годах. Старожилы вспоминают, что однажды он собрал заводских конструкторов и спросил: «А не надоело ли вам, братцы, жить среди сплошной пыли и копоти? Деревьев нет, цветов нет. Разве это жизнь?».

Волхов2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Инженер сам разработал проект озеленения города, согласно которому конструкторы начертили скверы, газоны, аллеи, сады. Примечательно, что горожане озеленяли город своими силами, устраивая субботники чуть ли не каждые выходные. Озеленение Электролизной улицы «курировал» электролизный цех, Глиноземной — глиноземный. Саженцы закупали со всей страны. На берегу Волхова высадили десятки разновидностей кленов и вязов, есть даже каштаны, привезенные с юга.

Энтузиаста Почивалова не забыли: в 2021 году в городе появился названный его именем сквер с установленным ему памятником.

На площадке Волховского алюминиевого завода налажено производство удобрений для сельского хозяйства. А в 28‑метровой заводской башне устроен музейно-выставочный центр «Пятнадцатый элемент», который пользуется большой популярностью.

Что касается построенной в 1927 году у Волховских порогов знаменитой Волховской ГЭС, пионера советской гидроэнергетики, то она и сегодня остается символом города и (хотя является памятником культуры федерального значения) продолжает работать в штатном режиме, давая ток. Все ее оборудование, в том числе и то, что было установлено почти 100 лет назад, функционально. Но если в былые времена это была крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, то по современным меркам ее масштаб не так значителен. «Установленная мощность электростанции — 84 МВт. Для сравнения: только один блок на атомной станции вырабатывает электро­энергию мощностью 1000 МВт», — поясняет специалист Волховской ГЭС Светлана Минячева. — Сегодня основная задача Волховской ГЭС не выработка ­электроэнергии, а поддержание уровня реки, необходимого для ­обеспечения судоходства, водоснабжения, рыболовства».

Наша справка 

Волхов возник как поселок строителей Волховской ГЭС, получив имя Волховстрой. В 1925 году он имел статус рабочего поселка, в 1933‑м стал городом, а в 1940‑м был переименован в Волхов. В 1970 году город был награжден орденом Октябрьской Революции. В 2015‑м получил почетное звание «Город трудовой доблести и славы».

В 2023 году население Волхова составляло 37 955 человек.

В городе действуют культурно-информационный центр им. А. С. Пушкина, культурно-спортивный центр «Железнодорожник», городской Дворец культуры и Музей истории города Волхова.


#Волхов #история #современность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7619) от 11.03.2024 под заголовком «У порогов седого Волхова».


Комментарии