Турпоток выше ординара
Минувшим летом петербургские речники перевезли по рекам и каналам города порядка 3,5 миллиона человек. Это рекорд, который будет сложно побить. Поднять планку почти на 30% по сравнению с 2017 годом помогли великолепная погода и наплыв туристов во время ЧМ-2018 по футболу.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- На этот результат работали многие городские службы. Так, например, на время мундиаля в целях безопасности собирались закрыть для прохода прогулочных судов Мойку и Обводный канал. Но затем в администрации города планы скорректировали, ограничились только закрытием участка Обводного канала от Итальянского моста до Театрального.
Роста добились по всем направлениям перевозок: по каналам города, Неве и Финскому заливу - в Петергоф и Кронштадт, на скоростном флоте. Превзойти такой результат в ближайшие годы будет практически невозможно, - считает глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.
И все же потенциал для развития водных перевозок у города имеется. По предварительным данным, в этом году Петербург посетили от 8 до 8,2 млн туристов, на полмиллиона больше, чем в 2017-м. Как видим, не все они прокатились на теплоходе, хотя многие приурочивают свои визиты к таким «водным» праздникам, как «Алые паруса» и военно-морской парад на Неве. Популярны также Фестиваль ледоколов и Речной карнавал. Впрочем, в период петербургских белых ночей на реках города и Неве карнавальный день длится круглосуточно.
Чтобы обеспечить комфортность перевозок, увеличивают число городских причалов, готовых принять пассажирские теплоходы. Прошедшим летом их стало 18, прибавились два: на Мойке - у Конюшенного ведомства и на Фонтанке - близ Университета путей сообщения. При этом пристани обеспечиваются самым современным оборудованием, в том числе по контролю за подходом судов, данные автоматически передаются в единую диспетчерскую, которая работает круглосуточно. Кроме причалов, которые находятся в ведении города, в аренду судовладельческим компаниям сдаются для оборудования пристаней участки набережных. Однако только на короткий срок. Между тем некоторые предприятия перевозят туристов уже с десяток лет. Конечно, судовладельцы хотели бы брать в аренду участок на долгий срок. Возможностей предостаточно, специалисты насчитали полторы сотни удобных для оборудования пристаней спусков к воде с набережных.
Больших аварий на водных путях города минувшим летом не произошло, хотя нарушения случались.
- Мы провели 36 рейдов на реках и каналах, 16 судов отправили на временную специализированную стоянку, пока судовладельцы не привели их к нормативным требованиям, три судна изъяли, - сообщила директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская.
Впрочем, совсем без происшествий навигаций не бывает. Прошедшим летом под Синим мостом застрял пассажирский теплоход. Капитан не соизмерил высоту судна с габаритом моста. Однако такие происшествия случаются еще и потому, что уровень воды в акватории города постоянно меняется и эти изменения надо учитывать.
Для того чтобы судоводители могли оперативно получать данные, и не только от ординара у Горного университета, в городе оборудуют еще два водомерных поста. Причем их показатели можно будет получать автоматически в реальном времени с помощью любого гаджета.
В этот сезон на реках и каналах города работало 221 пассажирское судно, 188 из них - под эгидой Ассоциации судовладельцев. Суда разные - и по размерам, и по водоизмещению, но в основном небольшие. Однако к ним применяются правила наравне с крупными теплоходами.
- Избыточные требования по обеспечению транспортной безопасности к малым судам часто становятся невыполнимыми для судовладельцев, такие правила нужно менять, - считает Владимир Родионов.
Туристическое судоходство в Петербурге успешно развивается, а вот возвращения аквабусов - речных трамваев как вида общественного транспорта на водные пути пока не ожидается. Причина известна - каждую поездку городу пришлось бы субсидировать в размере от 250 до 500 рублей, а если в Кронштадт, то и на всю тысячу. Удовольствие получается слишком дорогим для городского бюджета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235(6344) от 17.12.2018 под заголовком «Турпоток выше ординара».
Комментарии