Цифровую трансформацию Петербурга обсудили в Дискуссионном клубе журналистов

В Петербурге в 2021 году была принята Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Насколько цифровизация, интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника развиваются в городе сейчас, а главное — может ли это почувствовать обычный горожанин, обсуждали эксперты в Дискуссионном клубе журналистов «Санкт-Петербург: наука и промышленность».

Цифровую трансформацию Петербурга обсудили в Дискуссионном клубе журналистов | ФОТО предоставлено организаторами

ФОТО предоставлено организаторами

Стратегия предполагает цифровую трансформацию основных отраслей, говорит Дмитрий Кузьмин, зампред Комитета по информатизации и связи — от образования, здравоохранения, социальной сферы до культуры, промышленности, спорта. В 2022 году Стратегию дополнили новыми направлениями — они касаются информационной безопасности и экологии.

— Мы должны не только развивать технологии, но и быть клиентоцентричными, — считает Дмитрий Кузьмин.

Пример цифровизации, которой может воспользоваться любой — портал https://about.petersburg.ru/, создающийся каталог городских информационных сервисов. Он ориентируется на те или иные социальные роли, которые каждый горожанин «играет» ежедневно. Мы в течения дня можем быть пассажиром; водителем; жильцом с прорванной водопроводной трубой; родителем, который ломает голову, в какой кружок устроить ребенка рядом с домом.

Информационные сервисы должны это решать. Например, сервис «Я здесь живу» создан, чтобы помогать быстро ориентироваться «в быту» — найти, где рядом с домом пункты раздельного сбора мусора, бюро потерянных вещей, подать заявку службам ЖКХ, узнать график отключения горячей воды и так далее.


Фото предоставлено организаторами

Сейчас, по словам Кузьмина, в разработке сервис, который поможет петербуржцам узнавать, где в их районах проходят любительские тренировки — можно будет примкнуть к какой-нибудь группе.

Предполагается, что над сервисами работают не только айтишники и власти, но и сами жители, и предприниматели — последним собранные массивы данных помогут прикинуть, в каких точках города есть резон развивать тот или иной бизнес. 

— Все, что человек создает — это не от «нечего делать». Это ответ на вызовы, — комментирует Вячеслав Шкодырев, директор Высшей школы киберфизических систем и управления, профессор Политеха Петра Великого.

Фото предоставлено организаторами

Например, встала задача переносить тяжелые грузы, чтобы строить большие здания  — придумали паровую машину, которая превзошла мощь человека многократно. Понадобилось обсчитывать атомную бомбу — в США создали вычислительную машину, которая поначалу была размером с двухэтажное здание.

Нынешний вызов — обработка колоссальных объемов информации. 

— Представьте себе пульт оператора АЭС: горит несколько десятков лампочек, оповещающих о состоянии объекта. Хорошо если они горят зеленым. А если внештатная ситуация? Остаются секунды на принятие решения, — говорит Вячеслав Шкодырев. 

Но чаще всего человек не настолько быстро, чтобы выбрать правильный вариант. 60-80% аварий происходят из-за нештатной ситуации, вызванной человеческим фактором, приводит статистику ученый. Искусственный интеллект позволяет не только воспринимать огромные объемы информации, но и принимать оптимальное решение. 


Фото предоставлено организаторами

Ярослав Алейник, гендиректор Группы компаний «Омега», входящей в Консорциум робототехники, приводит пример. В Нижегородской области на крупнейшем российском автостекольном заводе внедрение немецких роботов сократило количество персонала втрое — зато роботизированные и автоматизированные процессы гарантируют качество на каждом этапе производства. На предприятии стремятся вообще свести человеческий фактор в производственных процессах к нулю.

Однако в целом в стране «плотность роботизации» (количество промышленных роботов на 10 тыс. работников) крайне мала. По состоянию на 2019 год (с тех по ситуация не сильно изменилась) их было всего шесть на 10 тыс. рабочих. Например, в мире в среднем — 113. И вряд ли дело в том, что мы «не умеем». Как говорит Ярослав Алейник, пару лет назад российская компания смогла выиграть тендер на поставку роботизированной линии в Японии, где с плотностью роботизации все в порядке.  


Фото предоставлено организаторами

До недавнего времени мы осваивали созданное иностранными гигантами — например, «Сименсом». Сейчас столкнулись с тем, что не можем использовать зарубежные технологии, системы управления базами данных. Это, считает профессор Шкодырев, и дает возможность, и заставляет создавать свои технологии.

Но для этого нужны кадры, которые не только знают, как управлять готовым, но и делать новое. Среди «цифровых» федеральных проектов есть проект «Кадры для цифровой экономики». Задача, говорит Ярослав Алейник — изменить уклад  образования, чтобы готовить качественных специалистов, способных быстро учиться новому. Если в университетах дают фундаментальные знания, то образовательные курсы Яндекса, «Мэйл.ру» и т.д. выигрывают у вузов в обучении навыкам, нужным здесь и сейчас.

— Цифровизация позволяет сделать так, что компьютеры и роботы работают, а люди — думают, — полагает Андрей Смирнов, гендиректор АО «Роббо».


Фото предоставлено организаторами

Компания делает обучающую робототехнику, филиалы есть в Финляндии, Японии, Китае. У «Роббо» принципиальная позиция: учат не на лицензионном, а на свободном программном обеспечении. Это побуждает ребенка не собирать готовое по инструкции, а изучать, менять, создавать что-то свое. Соответственно, потом, после вуза, становиться не пользователем, а создателем.

— Цифровые навыки сейчас нужны как умение говорить и писать, —  уверена Валерия Зотова, гендиректор «Кванториум Санкт-Петербург».

В детском технопарке — 12 направлений допобразования для школьников 5–11 классов. С развитием цифровых компетенций связаны не только направления IT, виртуальной и дополненной реальности или промышленной робототехники — но и, например, направление «Био», где подростки учатся работать на современном лабораторном оборудовании.

Фото предоставлено организаторами

В прошлом году Кванториум окончили 2180 учеников, в этом учится 2 240. Технопарк сотрудничает с производствами — так школьники понимают  конечную цель обучения. Например, производственники посоветовали изучать BIM-технологии, цифровое моделирование зданий. Оно позволяет на цифровом двойнике здания просчитать весь его жизненный цикл, от проекта до будущих ремонтов и сноса.

Как подчеркивает Ярослав Алейник, в Петербурге находятся и ведущие компании образовательной робототехники, и предприятия, производящие лазерные принтеры, производства. Есть среда, которая сама по себе порождает малые научные инновационные предприятия — а они уже способны создавать продукт. 

#цифровизация #Дом журналиста #дискуссия #развитие

Комментарии