«Цифра» на колёсах. Как в Петербурге проходит цифровизация транспортных систем
Петербург стал одной из самых заметных в России площадок для отработки цифровых технологий на общественном транспорте, не без гордости говорят специалисты. По ряду направлений этой работы Москва не уступает, а где‑то и опережает наш город (система оплаты проезда по биометрии, например, была внедрена там значительно раньше, и не только в метро), но в целом у петербургских профессионалов, пожалуй, есть основания так утверждать.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Некоторые значимые проекты в сфере цифровизации наших транспортных систем, требующей много времени, сил и средств, были запущены или завершились в нынешнем году. Подводя его предварительные итоги, специалисты рассказали об этом.
Многие регионы внимательно изучают петербургский опыт, прикидывая, какие опробованные цифровые технологии можно перенять. Не так давно эти внедряемые на общественном транспорте системы воспринимались как дорогая игрушка, без которой можно обойтись. Теперь вряд ли кто‑то так думает. Ведь очевидно, что «умное» оборудование делает поездки проще и безопаснее. А цифровые сервисы помогают пассажирам экономить время на оплате транспортных услуг и выстраивать наиболее удобный маршрут.
Петербургские транспортники стали внедрять такие инновации если не первыми в России, то явно активнее других, подтянув науку и заручившись поддержкой городских властей. Неудивительно, что Северная столица получила наивысшую оценку Минтранса РФ по достижению трех основных показателей цифровой зрелости, когда его эксперты оценивали результаты работы в этой сфере за 2022 – 2023 годы.
Наш город выступает здесь законодателем мод, говорит заместитель председателя городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Где впервые стали применять единый электронный билет — в нашем случае «Подорожник»? В Петербурге. Систему электронного контроля оплаты проезда на транспорте одним из первых внедрил наш регион. Да и возможность оплачивать поездки в метро, используя банковские карты, петербургские пассажиры получили первыми в стране.
— Весь наш подвижной состав уже оснащен системой безналичной оплаты проезда и камерами видеонаблюдения, — продолжает чиновник. — Все автобусы и электрический рельсовый транспорт оборудованы новейшими бортовыми системами. А пассажиры могут проследить с помощью мобильного приложения движение автобусов на маршруте…
Эта работа продолжает набирать обороты. Дирекция по организации дорожного движения отлаживает единую цифровую платформу управления транспортными средствами. Туда стекается вся информация с видеокамер, светофоров и других устройств, установленных на дорогах. С нею связаны также все машины — от карет скорой помощи до коммунальной техники, оборудованные датчиками системы «ГЛОНАСС». Благодаря этому оператор контролирует ситуацию на улично-дорожной сети и может регулировать режим работы светофоров, чтобы не создавались пробки.
При переходе на новую модель транспортного обслуживания пассажиров специалисты также начали внедрять в Петербурге систему электронных путевых листов. При выходе на линию бумажные путевки еще имеют при себе, скажем, водители автобусов. Но такая необходимость вот-вот отпадет. От этих бумаг скоро избавятся работники «Пассажиравтотранса», а вслед за ними новую систему опробуют и другие перевозчики в городе, пояснил Ваньчков.
Что это даст? Переработки водителей уйдут в прошлое, поскольку систему не обманешь. Она сделает прозрачной работу диспетчерских служб. Данные о нарушениях Правил дорожного движения и состоянии здоровья каждого водителя станут поступать в электронном виде «Организатору перевозок». И на основании этих сведений он будет решать, кого выпускать на линию, а кто за руль не сядет.
Цифровые технологии помогают также отслеживать пассажиропотоки на маршрутах. Весь новый подвижной состав оснащен ныне такими датчиками, оборудуют ими и старую технику. А развитие системы управления пассажирскими перевозками привело к тому, что «Организатор движения», получая подобные сведения, может корректировать маршрутную сеть в режиме реального времени. По крайней мере до конца года специалисты намерены отладить такую систему, как того требует обновленная транспортная модель Петербурга.
Диспетчер сможет быстро принимать решения, анализируя «живые» данные, а не на основе предположений или теоретических расчетов, отмечает заместитель главы комтранса. Так, можно будет менять по ходу дела интервал движения пассажирского транспорта, оперативно подключать к новостройкам автобусные и другие маршруты и выводить на линию дополнительную технику. Это предусматривает региональный стандарт транспортного обслуживания пассажиров, который утвердило недавно городское правительство. Представители комтранса будут следить за тем, чтобы перевозчики соблюдали все параметры этого стандарта, и оценивать их работу, опираясь на данные мониторинга. А получать эти сведения без цифровых новаций, учитывая рост маршрутной сети и напряженный трафик на дорогах мегаполиса, в наши дни просто невозможно.
По заданию Минтранса РФ в рамках программы по импортозамещению и цифровизации отрасли российские разработчики создали интеллектуальную систему планирования транспортных ресурсов («ОПТУРАН»). Это софт с широким набором функций, позволяющий принимать оптимальные решения для всех видов транспорта с использованием элементов искусственного интеллекта.
«Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» (ГЭТ) такую новинку тестируют. Специалисты утверждают: благодаря применению этой облегчающей управление основными процессами на транспорте системы оба предприятия уже добились положительных результатов. А в 2025‑м планируется распространить их опыт на всю транспортную сеть Петербурга…
Между тем в следующем году пилотный проект, связанный с оплатой поездок в метро по биометрии, охватит все его станции. Пока такое оборудование, напомним, установлено на двух станциях подземки — «Гостиный двор» и «Площадь Восстания». А в его тестировании участвуют полсотни человек, передавших свои данные в Единую биометрическую систему, рассказал Вадим Арсеньев, заместитель начальника Петербургского метрополитена.
К этой цифровой платформе привязаны банковские карты и фотографии пользователей, которые регистрируются в мобильном приложении. Проходя через турникет, пассажир смотрит в установленную над ним камеру, створки открываются, а с его карты тут же списываются деньги за проезд. Причем биометрическая система, как и сервис «Госуслуги», через который туда передают нужные данные, отвечает всем требованиям информационной безопасности, подчеркивает специалист.
А в тестировании виртуального «Подорожника» принимают участие почти 14 тыс. человек. С 1 сентября 2024‑го, когда комтранс запустил этот проект, они совершили более 114 тыс. поездок в метро и наземном транспорте. И сделали 24 тыс. пополнений этого «кошелька» через мобильное приложение своих смартфонов, работающих на разных операционных системах.
Скоро это приложение будет доступно всем желающим, а не только «первопроходцам», которые экономят время, мгновенно пополняя свой незримый «Подорожник». И с конца 2024‑го такая система охватит всю линейку проездных билетов, кроме льготного, заверили транспортники.
Получит также развитие мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга», позволяющее находить свободные места на городских стоянках. Оно станет удобнее для водителей, обещают в комтрансе.
Развивается и федеральная информационная система «Такси». С ее помощью власти города смогут лучше контролировать этот сегмент рынка, повышая безопасность перевозок и снижая статистику ДТП. А пассажиры получают возможность проверить легальность перевозчика и его такси перед тем, как сесть в машину.
Что же касается беспилотных транспортных систем, то дальше всех на этом пути, конечно, продвинулся «Горэлектротранс». Его усилия по применению на подвижном составе искусственного интеллекта у всех на слуху. Окунувшись в эту малоизведанную сложную область, предприятие доказало, что беспилотный трамвай, считавшийся транспортом будущего, уже может ходить по улицам города. Пока это, правда, не в полном смысле беспилотник. Но системой активной помощи водителю, способной управлять техникой в автоматическом режиме, на предприятии оснащены ныне более 250 трамваев. А чтобы Петербург и Москва могли увереннее использовать их в городской среде, в июле нынешнего года правительство РФ ввело для них экспериментальный правовой режим (ЭПР).
Москвичи тогда делали в этом направлении первые робкие шаги. А в Петербурге «умные» трамваи уже ходили по нескольким регулярным маршрутам, ежедневно перевозя по 50 – 60 тысяч пассажиров. Общий пробег таких вагонов к той поре составил около 10,5 млн км. И с того времени все новые трамваи разных моделей заводы-производители стали оснащать по заказу ГЭТ интеллектуальными системами.
Петербург фактически оказался единственным городом в мире, где трамваи с элементами автопилота функционируют в обычном для пассажирского транспорта режиме. В Шанхае, например, беспилотные трамваи ездят по специальным эстакадам, не пересекаясь с другим транспортом, и управлять ими гораздо проще, чем в Северной столице, отмечают специалисты.
Сегодня «умными» трамваями управляет водитель, которому такие системы помогают, анализируя ситуацию на дороге, предупреждают об опасности. И плавно тормозят вагон, взяв управление на себя, если человек не реагирует на сигналы своего помощника. При этом радары, датчики и электронные системы, входящие в понятие «робот на транспорте», специалисты ГЭТ продолжают совершенствовать вместе с компанией-разработчиком. Сообща они создают специальные программы по обучению водителей-испытателей, которым на следующем этапе ЭПР предстоит сопровождать на маршруте рельсовые беспилотники. Эта специальность применительно к трамваю, кстати, тоже впервые появилась в Петербурге.
В ходе эксперимента подготовлена так называемая декларация обязанностей специалистов, отвечающих за эксплуатацию и обслуживание «умных» трамваев. И определен перечень оборудования, которым следует эти трамваи дооснастить, чтобы они отвечали требованиям более высокой категории безопасности движения. «Работа идет своим чередом», — подытожил Александр Фигичев, заместитель начальника управления информационной технологии интеллектуальных систем «Горэлектротранса».
Читайте также:
Турникеты по оплате проезда по биометрии установили на двух станциях метро Петербурга
Поездки станут комфортнее: Ленобласть готовится к транспортной реформе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком ««Цифра» на колесах».
Комментарии