2Vtzqv4Hz9U

«Цифра» на колёсах. Как в Петербурге проходит цифровизация транспортных систем

Петербург стал одной из самых заметных в России площадок для отработки цифровых технологий на общественном транспорте, не без гордости говорят специалисты. По ряду направлений этой работы Москва не уступает, а где‑то и опережает наш город (система оплаты проезда по биометрии, например, была внедрена там значительно раньше, и не только в метро), но в целом у петербургских профессионалов, пожалуй, есть основания так утверждать.

«Цифра» на колёсах. Как в Петербурге проходит цифровизация транспортных систем | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Некоторые значимые проекты в сфере цифровизации наших транспортных систем, требующей много времени, сил и средств, были запущены или завершились в нынешнем году. Подводя его предварительные итоги, специалисты рассказали об этом.

Многие регионы внимательно изучают петербургский опыт, прикидывая, какие опробованные цифровые технологии можно перенять. Не так давно эти внед­ряемые на общественном транспорте системы воспринимались как дорогая игрушка, без которой можно обойтись. Теперь вряд ли кто‑то так думает. Ведь очевидно, что «умное» оборудование делает поездки проще и безопаснее. А цифровые сервисы помогают пассажирам экономить время на оплате транспортных услуг и выстраивать наиболее удобный маршрут.

Петербургские транспортники стали внедрять такие инновации если не первыми в России, то явно активнее других, подтянув науку и заручившись поддержкой городских властей. Неудивительно, что Северная столица получила наивысшую оценку Минтранса РФ по достижению трех основных показателей цифровой зрелости, когда его эксперты оценивали результаты работы в этой сфере за 2022 – 2023 годы.

Наш город выступает здесь законодателем мод, говорит заместитель председателя городского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. Где впервые стали применять единый электронный билет — в нашем случае «Подорожник»? В Петербурге. Систему электронного контроля оплаты проезда на транспорте одним из первых внедрил наш регион. Да и возможность оплачивать поездки в метро, используя банковские карты, петербургские пассажиры получили первыми в стране.

Весь наш подвижной состав уже оснащен системой безналичной оплаты проезда и камерами видеонаблюдения, — продолжает чиновник. — Все автобусы и электрический рельсовый транспорт оборудованы новейшими бортовыми системами. А пассажиры могут проследить с помощью мобильного приложения движение автобусов на маршруте…

Эта работа продолжает набирать обороты. Дирекция по организации дорожного движения отлаживает единую цифровую платформу управления транспортными средствами. Туда стекается вся информация с видеокамер, светофоров и других устройств, установленных на дорогах. С нею связаны также все машины — от карет скорой помощи до коммунальной техники, оборудованные датчиками системы «ГЛОНАСС». Благодаря этому оператор контролирует ситуацию на улично-дорожной сети и может регулировать режим работы светофоров, чтобы не создавались пробки.

При переходе на новую модель транспортного обслуживания пассажиров специалисты также начали внедрять в Петербурге систему электронных путевых листов. При выходе на линию бумажные путевки еще имеют при себе, скажем, водители автобусов. Но такая необходимость вот-вот отпадет. От этих бумаг скоро избавятся работники «Пассажиравтотранса», а вслед за ними новую систему опробуют и другие перевозчики в городе, пояснил Ваньчков.

Что это даст? Переработки водителей уйдут в прошлое, поскольку систему не обманешь. Она сделает прозрачной работу диспетчерских служб. Данные о нарушениях Правил дорожного движения и состоянии здоровья каждого водителя станут поступать в электронном виде «Организатору перевозок». И на основании этих сведений он будет решать, кого выпускать на линию, а кто за руль не сядет.

Цифровые технологии помогают также отслеживать пассажиропотоки на маршрутах. Весь новый подвижной состав оснащен ныне такими датчиками, оборудуют ими и старую технику. А развитие системы управления пассажирскими перевозками привело к тому, что «Организатор движения», получая подобные сведения, может корректировать маршрутную сеть в режиме реального времени. По крайней мере до конца года специалисты намерены отладить такую систему, как того требует обновленная транспортная модель Петербурга.

Диспетчер сможет быстро принимать решения, анализируя «живые» данные, а не на основе предположений или теоретических расчетов, отмечает заместитель главы комтранса. Так, можно будет менять по ходу дела интервал движения пассажирского транспорта, оперативно подключать к новостройкам автобусные и другие маршруты и выводить на линию дополнительную технику. Это предусматривает региональный стандарт транспортного обслуживания пассажиров, который утвердило недавно городское правительство. Представители ком­транса будут следить за тем, чтобы перевозчики соблюдали все параметры этого стандарта, и оценивать их работу, опираясь на данные мониторинга. А получать эти сведения без цифровых новаций, учитывая рост маршрутной сети и напряженный трафик на дорогах мегаполиса, в наши дни просто невозможно.

По заданию Минтранса РФ в рамках программы по импортозамещению и цифровизации отрасли российские разработчики создали интеллектуальную систему планирования транспортных ресурсов («ОПТУРАН»). Это софт с широким набором функций, позволяющий принимать оптимальные решения для всех видов транспорта с использованием элементов искусственного интеллекта.

«Пассажиравтотранс» и «Гор­электротранс» (ГЭТ) такую новинку тестируют. Специалисты утверждают: благодаря применению этой облегчающей управление основными процессами на транспорте системы оба предприятия уже добились положительных результатов. А в 2025‑м планируется распространить их опыт на всю транспортную сеть Петербурга…

Между тем в следующем году пилотный проект, связанный с оплатой поездок в метро по биометрии, охватит все его станции. Пока такое оборудование, напомним, установлено на двух станциях подземки — «Гостиный двор» и «Площадь Восстания». А в его тестировании участвуют полсотни человек, передавших свои данные в Единую биометрическую систему, рассказал Вадим Арсеньев, заместитель начальника Петербургского метрополитена.

К этой цифровой платформе привязаны банковские карты и фотографии пользователей, которые регистрируются в мобильном приложении. Проходя через турникет, пассажир смотрит в установленную над ним камеру, створки открываются, а с его карты тут же списываются деньги за проезд. Причем биометрическая система, как и сервис «Госуслуги», через который туда передают нужные данные, отвечает всем требованиям информационной без­опасности, подчеркивает специалист.

А в тестировании виртуального «Подорожника» принимают участие почти 14 тыс. человек. С 1 сентября 2024‑го, когда комтранс запустил этот проект, они совершили более 114 тыс. поездок в метро и наземном транспорте. И сделали 24 тыс. пополнений этого «кошелька» через мобильное приложение своих смартфонов, работающих на разных операционных системах.

Скоро это приложение будет доступно всем желающим, а не только «первопроходцам», которые экономят время, мгновенно пополняя свой незримый «Подорожник». И с конца 2024‑го такая система охватит всю линейку проездных билетов, кроме льготного, заверили транспортники.

Получит также развитие мобильное приложение «Парковки Санкт-Петербурга», позволяющее находить свободные места на городских стоянках. Оно станет удобнее для водителей, обещают в комтрансе.

Развивается и федеральная информационная система «Такси». С ее помощью власти города смогут лучше контролировать этот сегмент рынка, повышая безопасность перевозок и снижая статистику ДТП. А пассажиры получают возможность проверить легальность перевозчика и его такси перед тем, как сесть в машину.

Что же касается беспилотных транспортных систем, то дальше всех на этом пути, конечно, продвинулся «Горэлектротранс». Его усилия по применению на подвижном составе искусственного интеллекта у всех на слуху. Окунувшись в эту малоизведанную сложную область, предприятие доказало, что беспилотный трамвай, считавшийся транспортом будущего, уже может ходить по улицам города. Пока это, правда, не в полном смысле беспилотник. Но системой активной помощи водителю, способной управлять техникой в автоматическом режиме, на предприятии оснащены ныне более 250 трамваев. А чтобы Петербург и Моск­ва могли увереннее использовать их в городской среде, в июле нынешнего года правительство РФ ввело для них экспериментальный правовой режим (ЭПР).

Москвичи тогда делали в этом направлении первые робкие шаги. А в Петербурге «умные» трамваи уже ходили по нескольким регулярным маршрутам, ежедневно перевозя по 50 – 60 тысяч пассажиров. Общий пробег таких вагонов к той поре составил около 10,5 млн км. И с того времени все новые трамваи разных моделей заводы-производители стали оснащать по заказу ГЭТ интеллектуальными системами.

Петербург фактически оказался единственным городом в мире, где трамваи с элементами автопилота функционируют в обычном для пассажирского транспорта режиме. В Шанхае, например, беспилотные трамваи ездят по специальным эстакадам, не пересекаясь с другим транспортом, и управлять ими гораздо проще, чем в Северной столице, отмечают специалисты.

Сегодня «умными» трамваями управляет водитель, которому такие системы помогают, анализируя ситуацию на дороге, предупреждают об опасности. И плавно тормозят вагон, взяв управление на себя, если человек не реагирует на сигналы своего помощника. При этом радары, датчики и электронные системы, входящие в понятие «робот на транспорте», специалисты ГЭТ продолжают совершенствовать ­вместе с компанией-разработчиком. Сообща они создают специальные программы по обучению водителей-испытателей, которым на следующем этапе ЭПР предстоит сопровождать на маршруте рельсовые беспилотники. Эта специальность применительно к трамваю, кстати, тоже впервые появилась в Петербурге.

В ходе эксперимента подготовлена так называемая декларация обязанностей специалистов, отвечающих за эксплуатацию и обслуживание «умных» трамваев. И определен перечень оборудования, которым следует эти трамваи дооснастить, чтобы они отвечали требованиям более высокой категории безопасности движения. «Работа идет своим чередом», — подытожил Александр Фигичев, заместитель начальника управления информационной технологии интеллектуальных систем «Горэлектротранса».

Читайте также: 

Турникеты по оплате проезда по биометрии установили на двух станциях метро Петербурга

Поездки станут комфортнее: Ленобласть готовится к транспортной реформе


#цифровизация #транспорт #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком ««Цифра» на колесах».


Комментарии