Церкви-«переселенцы». Как петербургские храмы меняют места

Знаете ли вы, что в Петербурге есть церкви-«переселенцы»? Поначалу они находились на одном месте, а потом вдруг оказались на другом...

Церкви-«переселенцы». Как петербургские храмы меняют места | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Любопытный эпизод, связанный с перемещением храмов, произошел во второй половине XVIII века. На нынешнем проспекте Обуховской Обороны близ Смоляной улицы стояла деревянная Тихвинская часовня. Она ничем особо не отличалась от сотен других на территории Российской империи, пока не прославилась. Во время большого наводнения 1824 года часовню отнесло на противоположный берег Невы. «Так тому и быть», – решили батюшки и оставили ее на новом месте – возле деревни Клочки. А на прежней точке левого берега возвели другую часовню.

В XXI веке в Санкт-Петербургской епархии, судя по всему, вспомнили о «плавающем» храме. И решили, что практику надо продолжить. Правда, теперь переброска зданий осуществляется уже не по воде, а по автодорогам.

На протяжении нескольких лет по заказу газпромовского Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге велась глобальная реконструкция Свято-Троицкой церкви киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, 18. Ей возвращали исторический облик, о чем «Санкт-Петербургские ведомости» подробно рассказали в прошлом году («Жемчужина на берегу» в номере от 11.09.2020). Поскольку на время работ служить внутри было нельзя – там разбирали межэтажные перекрытия, было решено рядом построить действующий деревянный храм по типовому проекту. Он открылся в 2015 году.

После начала служб в восстановленной Свято-Троицкой церкви деревянный храм оказался не нужен. Было решено его не просто убрать, а найти новое применение. В 2019 году настоятель храма Святой равноапостольной княгини Ольги благочинный Красносельского округа Михаил Подолей предложил здание разобрать и перевезти в Красное Село, а точнее – в Дудергоф. Это произошло в прошлом году. Типовое строение поставили на проспекте Двадцать Пятого Октября юго-восточнее дома 64 – там, где до 1960-х стояла старинная Ольгинская церковь.

Практика повторного использования деревянных храмов продолжилась. Этой весной по такой же схеме появился храм на территории психоневрологического интерната № 9 на углу Красногородской улицы и Гатчинского шоссе в том же Красном Селе. Прежде это был храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших», стоявший в Лигове на улице Добровольцев, 32. Но там он уже не нужен – рядом возведена каменная Преображенская церковь.

Подробнее о том, как лиговский деревянный храм оказался на режимной интернатской территории в Красном Селе, рассказал председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков. По его словам, «социальное нестационарное строение с домовым храмом» возводится в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенным между интернатом и приходом красносельского Свято-Троицкого храма. При этом строительная техника, уверяет чиновник, не использовалась: «Осуществлен разовый допуск автотранспорта для перевозки церковного имущества, что не отразилось на деятельности учреждения». Сам объект числится временным, а значит, разрешение на его строительство оформлять не требовалось.

По данным сайта Санкт-Петербургской епархии, переехавший храм будет переименован: теперь его посвятят Алексию, человеку Божию.

#храмы и церкви #православие #религия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6956) от 01.07.2021 под заголовком «Церковь меняет место».


Комментарии