Трясет и толкает. Почему новые автобусы вызывают нарекания у петербуржцев?

Есть предложение именно так — «лазурная реформа» — называть перемены, происходящие ныне в транспортной жизни Петербурга, на улицах которого появляется все больше автобусов цвета неба в ясный день. За прошедшие четыре месяца горожане вроде бы мало-помалу привыкают к отсутствию маршруток и кондукторов, к наличию в салонах автобусов климат-контроля, зарядок для телефонов, мониторов, показывающих «кино»…

Трясет и толкает. Почему новые автобусы вызывают нарекания у петербуржцев? | Согласно техническому заданию, автобусы, которые Петербург приобретает в нынешнем году, должны быть и произведены в 2022‑м. / ФОТО Инны ПАВЛОВОЙ

Согласно техническому заданию, автобусы, которые Петербург приобретает в нынешнем году, должны быть и произведены в 2022‑м. / ФОТО Инны ПАВЛОВОЙ

Одновременно звучит все больше вопросов, которые, строго говоря, с реформой не связаны. Зато связаны с комфортом для пассажиров. Ведь Смольный не раз говорил, что именно ради удобства все и делается.

Письмо пожилой петербурженки поначалу показалось странным. Она писала, как неудобно ей и ее знакомым находиться на остановке, что расположена на Васильевском острове у перекрестка Малого проспекта и 18 – 19-й линий. «Много лет хожу на Смоленское кладбище к сыну. И всякий раз, возвращаясь, испытываю неловкость: на обратной остановке нет ни скамеек, ни навеса. Приходится стоять прямо перед огромными окнами ресторана. Сидящие там люди смотрят, как я топчусь на ветру или под дождем, и мне стыдно» — такие вот слова из письма читательницы.

Что тут постыдного, сказать трудно. У каждого — свои чувства. Но то, что такая остановка неудобна и некомфортна, почувствует любой пассажир, даже не испытывающий комплексов по отношению к посетителям ресторана, сидящим в тепле всего в паре метров от него.

Автор странного, но психологически понятного письма призналась, что ни разу не обращалась в органы власти с жалобами на отсутствие остановочного павильона. Выразила надежду, что те, кто задумал и реализует «лазурную реформу», и сами знают, что нужно делать, чтобы «было для людей» (цитата из письма). И если не делают, значит, не хотят…

Разумеется, в некоторых вопросах интересы власти и конкретных граждан могут расходиться. Но все же, как правило, если не решаются вопросы уровня «переделайте остановку» или «заделайте яму на тротуаре», то это связано не со злонамеренностью, а с незнанием самого факта или с ленью: мол, если люди не жалуются, стало быть, ничего никому не мешает. В общем, задача граждан напомнить (возможно, не раз и не два), что «мешает», что нельзя спускать дело на тормозах, что горожане будут следить за действиями властей…

По части городского транспорта сейчас сделать это не так уж сложно. Замечания и предложения принимают по круглосуточному телефону 576‑55‑55. Лишь бы у заявителей хватило терпения и навыков общаться с голосовым помощником. Проще говоря, с девушкой-компьютером.

Надо отметить, что такая тактика худо-бедно действует. Заместитель председателя комитета по транспорту Ренат Ягудин признал, что за последние четыре месяца обращения граждан заставили внести изменения в работу 83 маршрутов городского транспорта. Речь идет о корректировке трасс, об увеличении количества машин на маршруте, уточнении расписания движения…

Кстати, на борта автобусов вернут таблички с информацией о маршруте, которые было сняли в ходе «лазурной реформы». О том, что это решение оказалось непродуманным, что отсутствие привычной информации на привычном месте путает пассажиров, «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали. Так что в этом решении комитета есть заслуга и газеты.

Сложнее будет должным образом отреагировать на жалобы о возникшем для пассажиров дискомфорте. Несколько читателей упомянули о «трясучке» в автобусах цвета лазури. Чтобы понять, о чем они говорили, сотрудник газеты предпринял автобусный вояж по городу. И вот что выяснил.

Автобус № 281. «МАЗ», компания «Домтрансавто». Номерной знак р271ох. Дергает и трясет так, что душа наизнанку.

Автобус № 157. «КамАЗ», компания «Пассажиравтотранс». Номерной знак м355км. Едешь — отдыхаешь.

Автобус № 116. «МАЗ», «Дом­трансавто», р329нк. Дергает и вибрирует так, что пожилая женщина почти свалилась с кресла. Спасибо, соседи подхватили.

Автобус № 246.  Volgabus, номерной знак о690ут. Наверное, по контрасту с предыдущим автобусом идет как по маслу: ровно и спокойно. Пассажиры (вот отчаянные!) спокойно стоят, не держась за поручни, со смартфонами в руках. И не качаются.

Автобус № 50. «ЛиАЗ», «Пассажиравтотранс», к391со. Отдых для души и тела. В салоне присутствует и кондуктор, и новейшие «примочки» типа климатического оборудования и зарядок для телефонов. Можно поспать, потому что едет он плавно, без тряски и дергания.

Автобус № 253. «МАЗ», «Домтранс­авто», р649нн. Стоять невозможно. Впрочем, сидеть тоже непросто: трясет и толкает.

В общем, в зоне внимания оказались 12 маршрутов «Пассажир­автотранса» и «Домтрансавто». Первая компания хорошо известна петербуржцам. Вторая — ООО «Домтрансавто» — похоже, играет одну из главных скрипок в «лазурной реформе». По данным ресурса kartoteka.ru, фирма относится к разряду малых. Уставный капитал — 10 тысяч рублей. Учредители — два физлица: Рафаэль Смбатович Варданян и Эмин Курайшевич Гильхаев. Фирма зарегистрирована в Домодедове Московской области.

Именно «Домтрансавто», как видно, предпочитает использовать «МАЗы» — автобусы Минского автозавода, которые вызывают шквал нареканий. И не только у пассажиров. Нынешним летом «МАЗы» не раз горели. К примеру, 10 июня на Витебском проспекте воспламенился автобус № 116. 23 июня — № 98 на Светлановском проспекте. Были и другие случаи, которые заставили всполошиться руководителей не только Минского автозавода, но и самой Республики Беларусь.

Представители фирмы обещали все изучить и исправить. Объяснили: ранее детали для двигателей «МАЗов» поставляли европейские производители, ныне же предприятие развивает сотрудничество с китайской компанией Weichai и готово приступить к изготовлению аналогов этих компонентов. Со своей стороны петербургские специалисты предположили, что ЧП произошли из‑за того, что масло из системы гидропривода вентилятора попало на горячие части двигателя.

В общем, коли уж минские производители берутся ликвидировать все огрехи, замеченные петербуржцами в их автобусах, у горожан есть возможности собрать свои претензии и замечания воедино и «скинуть» их в комитет по транспорту: пусть сами разбираются с поставщиками того, что «трясет и дергает».

Между прочим, сейчас у «Домтрансавто» 300 автобусов «МАЗ». Скоро компания получит еще 50 штук. Да еще 530 их будет у другого перевозчика — АО «Третий парк». А всего, по информации комитета по транспорту, на улицах города будут работать 889 автобусов Минского автозавода. Так что теперь горожане, не сговариваясь, могут стать участниками одного флешмоба: для этого надо лишь внимательно наблюдать за поведением автобусов разных марок, не лениться записывать их номера и сообщать об увиденном в комитет. Общими усилиями петербуржцы могут помочь властям получить объективную картину работы транспорта в рамках «лазурной реформы».


#автобусы #транспорт #транспортная реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7222) от 01.08.2022 под заголовком «Сами, сами, сами!..».


Комментарии