Трудная история

Конкурс на проектирование комплекса «Музей обороны и блокады Ленинграда», которому выделен участок на Смольной набережной, будет объявлен на следующей неделе. Сроки завершения строительства сейчас обсуждать нет смысла. Таков главный итог представления концепции музея, которая была включена в программу Петербургского культурного форума.

Трудная история | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Об этом сообщил Сергей Важенин, генеральный директор Центра выставочных и музейных проектов, который выступает заказчиком проектирования и строительства комплекса. Сейчас в комитетах городской администрации идут последние согласования двухтомного технического задания на проектирование. Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о стоимости строительства и источниках финансирования, Важенин сообщил, что она остается прежней - порядка 6 млрд рублей. Но только после утверждения проекта госэкспертизой станет понятно, как распределится эта сумма между федеральным и городским бюджетами, а также другими источниками. Что касается стоимости создания проекта, то начальная цена, с которой стартуют торги на тендере, - 300 млн рублей.

Историк Никита Ломагин, который занимается блокадным временем, подчеркнул, что новый комплекс ни в коем случае не будет заменять музеи, существующие в Петербурге и Ленинградской области. Он должен показать мировое значение битвы за Ленинград, в которой погибли 1,5 миллиона его защитников. После этой трагедии голод как средство ведения войны был запрещен международными соглашениями.

Ломагин напомнил, что с 1991 года по настоящее время в научный оборот вводится много новых, не опубликованных прежде документов о событиях 1941 - 1944 годов. Важной частью нового музейного комплекса станет Институт памяти, который будет не только аккумулировать эти знания, но и организационно объединит историков - исследователей блокады, которые сейчас работают в разных учреждениях.

Милена Третьякова, заместитель гендиректора Центра выставочных и музейных проектов, сообщила об изменениях в концепции комплекса, которые произошли за год, прошедший после международного архитектурного конкурса, где победила петербургская «Студия 44» Никиты Явейна. Главное - к музейной и научно-исследовательской зоне добавился театрально-концертный зал с необходимой инфраструктурой. Они заменят VIP-зону и VIP-вход.

В содержательной части музея делается попытка совместить глобальное и человеческое измерения. Например, отдельный зал будет посвящен Ленинградской битве, в ней покажут танк в разрезе с указанием, кто и где делал для него детали. В то же время будут показаны судьбы ленинградских школьников - кто-то вырос и ушел на фронт, кто-то уехал в эвакуацию, кто-то остался в осажденном городе и работал на заводе... Работа почты, где вместо тысячи человек работали 200, но письма доходили. В качестве экспонатов будут использованы приобретения, а также временно - предметы из государственных и частных музеев, например «Ленрезерва».

Отдельная зона - «трудная история» - отводится проблеме дистрофии и каннибализма - не в качестве его оправдания, а как следствие тяжелой ситуации. Одновременно готовится экспозиция «6+», рассказывающая о трагедии так, чтобы не травмировать младших школьников и не убить в них интерес к отечественной истории.

Никита Явейн сообщил, что основная идея его концепции осталась прежней - курган с «домами» наверху, как образ сопротивления и победы Ленинграда. Кроме театрального зала в концепцию центра внесены изменения, разработанные совместно с проектировщиками Орловского тоннеля. Предполагается, что он будет охватывать музейный комплекс. Поэтому разработаны предложения по размещению временных строительных площадок для тоннеля на территории музейного парка.

Когда слово было предоставлено слушателям, Владимир Яковлев, блокадник, профессор Университета культуры, заявил, что место для комплекса на Смольной набережной - неудачно. Оно не связано с блокадой и имеет плохую транспортную доступность. Лучшее место для нового музея - Московский парк Победы (читайте об этой инициативе в нашем предыдущем материале - прим.ред.), а если там строительство невозможно, то надо продолжить переговоры с Министерством обороны о возвращении Соляного городка, где был первый блокадный музей.

#Музей обороны и блокады #проект #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Трудная история».


Комментарии