Труд на благо людей. Александр Бельский о парламентаризме в Петербурге

27 апреля в нашей стране отмечается День российского парламентаризма. Эта дата появилась в 2012 году после утверждения президентом изменений в федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России». В этот день (10 мая по новому стилю) в 1906 году в Таврическом дворце состоялось первое заседание Государственной думы. Впервые официальные мероприятия в День российского парламентаризма прошли в 2013 году. Новый российский парламент был образован после принятия Конституции 12 декабря 1993 года. Представительным и законодательным органом РФ стало Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). О том, как работает парламентаризм в Северной столице, мы поговорили с председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александром БЕЛЬСКИМ.

Труд на благо людей. Александр Бельский о парламентаризме в Петербурге | ФОТО предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Александр Николаевич, многие политологи считают, что наиболее эффективный общенациональный парламент возможен при двухпартийной системе, хотя есть успешные примеры и многопартийных парламентов. Ваше мнение?

— Наверное, если бы существовала одна какая‑то наиболее эффективная система, она бы и получила распространение во всем мире. Думаю, что и у двухпартийной, и у многопартийной системы есть свои плюсы и свои минусы. Существует даже полуторапартийная система — в Японии. У нас в стране система многопартийная. На мой взгляд, для Российской Федерации она наиболее приемлема и работает вполне эффективно.

Можно узнать, что вы понимаете под демократией?

— Парламент как раз и является отражением, важнейшим элементом демократии. Если говорить о парламенте Петербурга седьмого созыва, то на сегодняшний день он состоит из шести партийных фракций. В них входят не только депутаты, избранные по партийным спискам, но и те, кто шел на выборы по одномандатным округам. Во время обсуждения тех или иных вопросов каждый имеет возможность обозначить свою позицию, личную или фракционную. Это и есть важная составляющая демократии: у депутатов могут быть разные мнения, политические взгляды, разное видение развития как города, так и страны в целом. Но при этом мы все, независимо от партийной принадлежности, должны слышать жителей нашего города, которые направили нас в парламент в качестве своих представителей. Неслучайно законодательную власть называют еще и представительной. К слову, петербургский парламент — самый многопартийный в России.

Законодательное собрание Петербурга работает на профессиональной основе, в то время как остальные региональные парламенты — на неосвобожденной, на заседания депутаты собираются раз в месяц, как, допустим, в Ленинградской области. В чем преимущество профессионального формата работы для нашего города? Не планируете ли тоже перейти на неосвобожденный?

— Мы с коллегами обсуждали этот вопрос, но пока такой формат не планируется. Законодательное собрание Петербурга заседает один раз в неделю — у нас достаточно большой объем работы. И полномочий у нас больше, чем у других региональных парламентов.

Если посмотреть объективно на этот вопрос — действительно, в большинстве своем депутаты в регионах не получают зарплату. Но ее получают спикер, вице-спикеры, председатели комитетов и комиссий, руководители фракций. Так что и в петербургском парламенте, даже если бы он перешел на неосвобожденную систему, значительная часть депутатов все равно получала бы зарплату. Замечу, что при таком большом объеме законопроектов и напряженной депутатской деятельности в комитетах и комиссиях, как у нас, совмещать было бы очень сложно, даже невозможно. Не получилось бы эффективной работы ни в ЗакСе, ни на основном месте работы. Мне кажется, что у парламента Петербурга наиболее эффективный вариант работы — это профессиональная основа. И коллеги меня поддерживают.

Уместен ли лоббизм в парламентах? В ряде стран есть специальный закон о лоббизме, у нас эту идею какое‑то время назад обсуждали, но в итоге отказались от нее.

— Мне кажется, что лоббизм в парламенте неуместен, поскольку велики коррупционные риски. Мы в первую очередь должны исходить из интересов граждан, а не преференций для тех или иных компаний, которые чаще всего и лоббируют свои интересы. Это никак не связано с инвестиционной деятельностью — она работает совсем по другим принципам.

Согласитесь ли вы с утверждением, что политикам без популизма не обойтись?

— Практика показывает, что это так, надо честно признать. Но для эффективной работы парламента чрезмерный популизм излишен, а порой даже вреден. Основная наша задача — с помощью законов устранять возникающие проблемы и улучшать жизнь горожан. Просто декларировать какие‑то вещи, которые ты сам не можешь реализовать, — это пустое сотрясение воздуха или банальный пиар в расчете на повышение узнаваемости или имидж борца за справедливость. Мне кажется, что работа депутата наиболее эффективна в том случае, когда он понимает, как можно решить ту или иную проблему, и может предложить варианты для ее преодоления. А узнаваемость депутата на территории должна повышаться его конкретными делами, а не популистскими высказываниями. Все это ненастоящее. Но, к сожалению, популизм в политике неизбежен, особенно во время выборов. Надеюсь, избиратели это понимают…

Регионам все так же сложно продвинуть свои законодательные инициативы на федеральном уровне, как это было на заре российского парламентаризма?

— Нужно объективно смотреть на вещи. Всегда отдельным регионам сложно обратить внимание федерального законодателя даже на полезные инициативы, потому что у него хватает своих проектов. Но сегодня у нас в стране есть несколько эффективных площадок для того, чтобы регионы были услышаны. Это, например, Парламентская ассоциация Северо-Запада России, куда входят представители законодательных органов всех 11 регионов Северо-Запада, и Совет законодателей РФ при Федеральном собрании Российской Федерации. Если законопроект, подготовленный одним из субъектов, юридически проработан, касается если не всех, то большинства регионов, его можно смело продвигать на федеральный уровень с помощью Совета законодателей.

Один из механизмов контроля за исполнительной властью — депутатские запросы, которых в ­ЗакСе стало заметно меньше. Помогают ли они улучшить повседневную жизнь города и горожан?

— Уверен, что помогают. Это очень эффективный инструмент. Депутатских запросов стало меньше по одной простой причине — парламент Петербурга теперь реже сваливается в популизм, депутаты предпочитают качество запросов, а не их количество. Прежде они нередко носили откровенно популистский характер. Сегодня запросы в адрес губернатора и органов исполнительной власти направлены на решение конкретных вопросов, а не на простое обозначение проблем. Когда мы направляем депутатские запросы, мы точно знаем, что обозначенная в них тема крайне беспокоит горожан.

В последние годы многие полномочия ЗакС передавал из своих рук в руки Смольного. Чем это вызвано? И не в ущерб ли законодательной власти, следовательно, горожанам?

— Исполнительная и законодательная власти должны работать максимально результативно и в интересах петербуржцев. Это главный критерий. Есть полномочия, которые действительно требуют передачи правительству города — для более эффективного их исполнения. В частности, те задачи, которые предполагают моментальные решения. Естественно, они должны быть отданы органам исполнительной власти. Это повышает оперативность и эффективность действий, что особенно важно в условиях пандемии или санкций. А есть вопросы, которые должны регулироваться законами Петербурга и оставаться, следовательно, в компетенции ­ЗакСа. Кроме того, мы достаточно плотно работаем с коллегами из городских комитетов и комиссий, поэтому понимаем, как рождается то или иное решение Смольного. А рычагов влияния у парламента достаточно.

До марта нынешнего года в Законодательном собрании было семь постоянных комиссий, а теперь — десять. И еще четыре в статусе узкопрофильных. С чем связана такая реорганизация внутренней работы депутатского корпуса? Не появятся ли новые комиссии в будущем?

— Основная задача комиссий и комитетов — тщательно прорабатывать все актуальные для горожан вопросы. Одна из новых комиссий — это комиссия по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Она была крайне необходима, потому что у города сейчас много инфраструктурных транспортных проектов. Естественно, в этой сфере возникают определенные сложности. Например, совместные проекты Петербурга и Ленинградской области в рамках агломерации двух регионов — это большая работа, которая требует особого внимания со стороны депутатского корпуса. Необходимо развивать петербургский метрополитен. К тому же началась транспортная реформа…

Также закономерно появление комиссии по молодежной политике, делам общественных объединений и цифровизации, которая, в частности, будет курировать работу формируемого молодежного парламента при ЗакСе. Нам важно понимать, как молодежь видит развитие города, что она хочет. Еще две новые комиссии появились после трансформации комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, которая была явно перегружена. Мы отделили хозяйственные вопросы от вопросов развития, и теперь в парламенте работают комиссия по градостроительству, земельным и имущественным вопросам и комиссия по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды. Также появилась профильная комиссия по инвестициям. Новая структура Законодательного собрания лучше отвечает запросам времени и стоящим перед депутатским корпусом задачам. Петербург постоянно динамично развивается, поэтому не исключено, что могут появиться другие новые комиссии.

После того как вы возглавили петербургский ЗакС, в его работе многое изменилось, не только состав комиссий. Появилось поименное голосование, чего прежде не бывало. На сайте можно найти стенограммы заседаний, которые, к слову, теперь менее политизированы.

— Это очевидные и необходимые вещи. Непонятно, почему этого не было раньше. Основная цель изменений, которые произошли у нас в последние месяцы — поименное голосование, обязательная публикация его результатов и стенограмм заседаний, — сделать работу парламента максимально открытой и прозрачной для людей. Это необходимо для того, чтобы каждый депутат чувствовал всю меру ответственности за принятие тех или иных решений, за свои выступления и заявления. Причем не перед фракцией, не перед руководителем парламента, а в первую очередь перед жителями нашего города.

Как вы относитесь к прессе — в теории составной части демократического общества, без которой парламент был бы вещью самой в себе?

— Еще работая в Смольном, я отвечал за взаимодействие со средствами массовой информации. Считаю, что в Петербурге в прессе работают профессиональные люди, знающие свое дело. Я никогда не делил прессу на лояльную и оппозиционную. СМИ должны высказывать свою точку зрения, у них у всех своя аудитория, поэтому и мнения могут быть разные. Наша задача — создать им возможность для того, чтобы была доступна вся информация о работе городского парламента.

На заседании 19 января вы заявили, что намерены вовлекать петербуржцев в законотворческий процесс. Как это можно сделать?

— Как пример, мы запустили ­совместный проект с газетой «Комсомольская правда»: читатели могут предложить свой законопроект. Лучшие инициативы будут внесены на рассмотрение в комитет по законодательству ЗакСа. Посмотрим, как сложится это взаимодействие — такого опыта нет как у нас, так и у жителей города. Рождение любого закона — вещь тонкая, не случайно существуют три чтения для каждого законопроекта. Например, принимаемый закон не должен противоречить другим, уже работающим.

Петербург имеет исключительное историческое и культурное значение для России, как этот факт влияет на работу Законодательного собрания?

— Безусловно, это большая ответственность. Вспомним, что и Госдума свою историю ведет из нашего города. Парламент Петербурга — это площадка федерального значения с точки зрения как новых законов, так и политических заявлений. Принимаемые здесь решения так или иначе отражаются на всей стране.

У вас есть свой телеграм-канал. Очень живой в отличие от многих представителей власти. Как вы оцениваете в наши дни роль соцсетей, которых, правда, в одночасье стало чуть меньше?

— У меня есть страницы и на других площадках — «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс.Дзен». Влияние социальных сетей в современном мире, безусловно, огромное. К сожалению, зачастую в них достаточно большое количество информации, искажающей истину, много вредного контента. Поэтому при всей интересности соцсетей для личного пользования я бы посоветовал отличать истину от фейка, добро от зла.

Зачем при ЗакСе создается молодежный парламент? В Смольном есть специальный комитет по молодежным вопросам, инициирующий такое количество мероприятий для молодых, что на них и молодежи-то может не хватить. Не превратится ли этот парламент в бюрократическую структуру?

— Я считаю, что чем больше будет различных площадок для взаимодействия с молодежью, тем лучше. Да, комитет по молодежной политике действительно проводит много мероприятий, у него много интересных проектов, например, пространство «ПРОСТО» активно развивается. Наша основная задача — благодаря молодежному парламенту максимально учесть интересы всех слоев молодежи, живущей в Петербурге, — школьников, студенчества, работающей молодежи, учесть при разработке законопроектов их мнение о развитии города. В то же время молодые люди смогут понять суть парламентской работы, возможности законодательной власти.

Какова роль Законодательного собрания Петербурга в условиях пандемии и западных санкций?

— Наша основная задача — оперативно принимать законодательные решения, которые помогут правительству максимально эффективно работать в нынешних непростых экономических условиях. Во время пандемии правительство вплотную взаимодействовало с Законодательным собранием, в том числе по поддержке бизнеса и граждан. Нам удалось принять взвешенный бюджет города на 2022 год, позволяющий Петербургу развиваться дальше. После усиления санкционного давления правительством города создан оперативный штаб по реализации мер, направленных на обеспечение экономической и социальной стабильности, в работе которого участвуют и депутаты. Если принятие каких‑то решений зависит от парламента, мы быстро принимаем соответствующие законопроекты. Например, был утвержден законопроект, вводящий инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для предприятий.

А что вы думаете о перспективах муниципальной реформы в Петербурге?

— Она обсуждается уже много лет и действительно назрела. Город развивается, меняется, некоторые муниципальные образования стали очень крупными, а на территории других проживают всего по 300 – 400 человек. Это отражается на эффективности муниципального управления. Идей по поводу того, как можно изменить систему местного самоуправления в Петербурге, много. На мой взгляд, с точки зрения эффективности работы муниципального образования количество муниципалитетов в городе должно сократиться. Но вот каким образом — это нужно обсуждать с советом муниципальных образований, с главами районов, с самими муниципалами, со всеми, кто тем или иным образом связан с местным само­управлением.

В качестве председателя Законодательного собрания Петербурга вы работаете чуть более полугода. После работы в Смольном каково это — быть по другую сторону власти?

— Те цели и задачи, которые я перед собой ставил, работая в органах исполнительной власти, не изменились. Да, в парламенте другой формат работы, но основное, ради чего я пришел во власть, — это трудиться на благо жителей нашего замечательного города.

#Александр Бельский #ЗакС #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7159) от 27.04.2022 под заголовком «Рождение закона — вещь тонкая».


Комментарии