Командный труд. Глава комитета по законодательству — о работе ведомства

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» председатель парламентского комитета по законодательству Всеволод БЕЛИКОВ, этот комитет, в который входят 14 депутатов, является своего рода центром планирования и организации законотворческой работы ЗакСа. Основа этой работы — совместный план деятельности парламента и губернатора, который глава комитета определил как «командная работа» двух самостоятельных ветвей власти — исполнительной и законодательной.

Командный труд. Глава комитета по законодательству — о работе ведомства | ФОТО предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга

— Реализация плана в парламенте города зависит от системной и взаимодополняющей работы комиссий и комитетов, — говорит Всеволод Беликов. — Наш комитет координирует нормотворческую деятельность постоянных комиссий. Заседание комитета начинается с доклада председателя редакционной комиссии о том, какие документы полностью готовы к внесению на рассмотрение пленарного заседания, затем координаторы постоянных комиссий докладывают об их работе. При подготовке повестки дня нужно проанализировать позиции фракций, учитывать требования регламента и соответствие действующему законодательству каждого законопроекта, степень его готовности и перспектив прохождения.

В Северной столице право законодательной инициативы есть у депутатов Законодательного собрания, фракций, парламентских органов, губернатора, сенаторов от города, почетных граждан Санкт-Петербурга, представительных органов местного самоуправления, прокурора города. Но в основном инициирует законопроекты губернатор…

— Это продиктовано объективными обстоятельствами. Любой законопроект должен учитывать весь широкий спектр социально-­экономической жизни города. В Законодательном собрании Петербурга 50 депутатов. Да, у них есть помощники и аппарат, они встречаются с избирателями. Но в исполнительной власти работают многочисленные комитеты, есть 18 районных администраций, где трудятся тысячи специалистов, ежедневно сталкивающихся с различными проблемами по своему профилю. Вот там и зреет основа для законодательной инициативы.

К слову, иногда появляется хорошая инициатива, но у Петербурга нет полномочий для ее реализации, тогда мы готовим законодательную инициативу на федеральный уровень.

В городском парламенте есть депутаты-рекордсмены по числу законодательных инициатив. Но большинство депутатов не так активны. Почему, на ваш взгляд?

— В парламенте есть фракционная дисциплина, и фракция определяет, что необходимо обсудить. Кроме того, каждый депутат работает в двух органах — комитете и комиссии или в двух комиссиях. И чаще всего законопроект становится результатом работы какой‑то комиссии или комитета с учетом мнений всех заинтересованных сторон и экспертов. Законотворчество — это все‑таки командная работа. Допустим, я докладываю на заседаниях уже выверенные решения комитета от его имени.

Так, сейчас в рамках нашего комитета создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона о психологической деятельности. В ней участвуют специалисты, занимающиеся психоло­гией, включая деканов факультетов психологии МГУ и ­СПбГУ, представители профильных комитетов городского правительства и федеральных ведомств. Очень важно, что в состав рабочей группы вошли сенатор Андрей Кутепов и депутат Госдумы Михаил Романов. Российское психологи­ческое общество обратилось к нам, так как в стране отсутствует единая система регулирования психологической деятельности. А она необходима не только специалистам, работающим в сфере психологии, но и гражданам, пользующимся их услугами. В настоящее время деятельность психологов регулируется отдельными ведомственными документами, которые распространяются исключительно на специалистов, работающих в государственных учреждениях. В то же время в стране масса прорицателей, магов, целителей, колдунов обещают помочь с любым недугом, обманывая людей. Поэтому нужен рамочный закон, который позволит сформировать единое профессиональное поле.

Также комитет по законодательству внес на рассмотрение городского парламента законопроект об изменениях в закон «О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге», которые бы исключили для работодателя возможность уклониться от подписания трехстороннего соглашения Петербурга. Этот договор подписывают правительство, профсоюзы и объединения работодателей города, он регулирует трудовые отношения, социально-экономические права работников, права работодателей. Однако в законодательстве нашего города существует норма, которую можно вольно толковать. В 2022 году уже есть три случая отказа от присоединения к трехстороннему соглашению. Поэтому мы предлагаем исключить ее из закона.

Бывает, что законопроект вносится «с голоса», а потом за один день он проходит сразу три чтения. Чем это вызвано?

— Да, в проект повестки могут быть дополнительно внесены проекты нормативных правовых актов, как это называется, «с голоса», но они должны быть подготовлены в соответствии с требованиями регламента, хотя документ не «вылежался» установленный регламентом срок. Кроме того, накануне он рассматривается на одной или нескольких комиссиях.

Сразу три чтения в один день проходят только срочные законопроекты, не терпящие отлагательства, в которых практически исключаются поправки. По регламенту, председатель Законодательного собрания созывает для этого внеочередное заседание в этот же день.

Комитет проводит экспертизу законодательных инициатив Федерального собрания РФ. Все они обсуждаются на заседаниях?

— Если вопрос относится к совместному ведению с Петербургом, мы готовим документы на рассмот­рение Законодательного собрания. Например, федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» — это очень серьезный документ, принципиально важный для жизни страны. Для обсуждения законопроекта мы сформировали рабочую группу, в которую помимо депутатов входили представители исполнительной власти и муниципальных образований города, контрольных органов, регионального управления ­Министерства юстиции, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. В деятельности рабочей группы также принимал участие представитель прокурора города. В итоге на суд наших коллег в Законодательном собрании мы представили порядка 30 предложений. ­После долгого обсуждения было решено направить в адрес Госдумы 20 позиций. Отмечу, что Петербург был одним из немногих субъектов РФ, кто подготовил свои предложения. В основном эти поправки касаются особенностей организации публичной власти в городах федерального значения. И часть наших предложений была учтена на федеральном уровне.

Очень часто на заседаниях городские законы корректируются вслед за изменениями в федеральном законодательстве.

— Все регионы обязаны приводить законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральным. Скажу вам, это большая и серьезная работа. Сейчас мы проводим мониторинг законов Петербурга, и, по нашему мнению, более ста законов в той или иной степени требуют уточнения. Для этого необходима правовая экспертиза юридического управления, учет позиции всех заинтересованных сторон, особенно тех, кто является основным правоприменителем. Например, если меняется законодательство о выборах, то нужно учесть позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии. И затем внести изменения в законы города, регулирующие правоотношения о выборах.

Насколько слышит федеральный центр ваши инициативы?

— Есть такой механизм — подготовленную федеральную инициативу мы отправляем в Совет законодателей при Федеральном собрании РФ. Совет оценивает документ на предмет актуальности для всей страны и соответствия действующему законодательству, ожидаемому эффекту и принимает решение. После получения положительного заключения Совета законодателей документ принимается на заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга и вносится в Государственную думу. Очень хорошо, что у нас в нижней палате российского парламента есть целый отряд депутатов от Северной столицы, что позволяет ускорить прохождение инициативы. Поэтому мы планируем активнее приглашать к сотрудничеству наших депутатов в Госдуме.

Какие ближайшие планы у комитета по законодательству?

— Важно своевременно внести изменения в Устав города, связанные с федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Предстоит внести 35–40 изменений, и они в целом уже готовы. Затем уже последует корректировка городских законов, связанных с теми или иными нормами устава. Также сейчас идет работа над проектом закона о минимальном размере оплаты труда, имеющем важное социальное значение. Завершается работа над выборным законодательством.

Не могу не спросить вас о возможной муниципальной реформе в городе, поскольку вы возглавляете Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга.

— Реформа местного само­управления должна быть направлена на повышение эффектив­ности, финансовой самостоятельности и максимальной вовлеченности муниципалитетов в повестку города — как части публичной влас­ти. О конкретике сейчас говорить преждевременно, пока не принят федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».



#ЗакС #комитеты #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7156) от 22.04.2022 под заголовком «Командная работа».


Комментарии