Три тележки «Надежды». Проходческий щит готовят к старту в сторону «Планерной»

Монтаж проходческого комплекса «Надежда» в шахте на Туристской улице почти завершен. Уже этой весной щит должен начать пробивку тоннеля на продолжении зеленой ветки метро — к будущим станциям «Туристская» и «Планерная». Открыть участок третьей линии подземки от «Беговой» до «Планерной» планируют в конце 2026 года.

Три тележки «Надежды». Проходческий щит готовят к старту в сторону «Планерной» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как сообщают в компании «Метрострой Северной столицы» (МССС), к середине марта были смонтированы две технологические тележки, на которых располагаются основные агрегаты комплекса. Монтаж еще одной тележки завершается. На финишной прямой и ремонт головки щита с режущими инструментами.

Напомним, проходческий комплекс «Надежда» — единственный в Петербурге, способный пробивать двухпутный тоннель диаметром 10,6 метра. Именно он прокладывал подземные коридоры на участке Фрунзенско-Приморской линии — от «Международной» до станции «Шушары», а затем на Невско-Василеостровской ветке на строительстве объектов ЧМ-2018 — станций «Новокрестовская» (ныне «Зенит») и «Беговая».

Проект продолжения зеленой линии до «Планерной» тоже выполнен с расчетом на двухпутный тоннель. С Васильевского острова «Надежда» должна была сразу переместиться в шахту на Туристской улице и после профилактики и монтажа начать проходку на север. Но не сложилось. Бывшая компания по строительству метро в Петербурге ОАО «Метрострой» попала под банкротство, проходческий щит отправили на строительство подземки в Москве, откуда он вернулся не совсем «здоровым»: потребовались комплексные работы по замене изношенных узлов и механизмов. При этом найти запчасти для агрегата оказалось делом непростым. Впрочем, сейчас все эти сложности, похоже, остались позади, и «Надежда» в ближайшие пару месяцев вновь начнет работу на благо горожан.

Столь долгий перерыв — более пяти лет — в строительстве продолжения третьей линии потребовал корректировки проекта. В институте «Ленметрогипротранс» разработанную ранее проектную документацию, как ожидается, будут дополнять и отправлять в Госэкспертизу уже в ходе сооружения тоннелей и двух станций нового участка подземки.

Задержка с проектированием — одна из главных проблем строительства метро в нашем городе. Даже если выделят деньги на прокладку линий и сооружение станций, без наличия готовых проектов начало работ будет задерживаться. Это касается всех перспективных направлений строительства метро. При этом Петербург обладает несколькими специфическими условиями — от состояний грунтов до глубины заложения станций, и только наши специалисты знают все эти тонкос­ти и сложности. Если мы рассчитываем на ускоренный график развития подземки, о чем заявляет руководство города, то надо срочно обеспечивать питерских специалистов заказами на проектирование, — считает исполнительный директор «Тоннельной ассоциации Северо-Запад» Сергей Алпатов.

Другая известная проблема петербургских метростроителей — большой износ оборудования. К примеру, проходческие щиты, за исключением «Надежды», произведены еще в СССР и до сих пор работают на пробивке тоннелей.

Конечно, свой эксплуатационный ресурс, который заложен в документации, проходческие комплексы с диаметром режущего щита 5,63 метра давно выработали. Однако они самые востребованные для строительства метро в нашем городе, и специалисты управления механизации постоянно производили их профилактику, заменяли изношенные узлы и поддерживали в рабочем состоянии. Эти комплексы не столь сложные, они и сейчас успешно работают. Хотя, безусловно, обновлять оборудование с учетом современных технологий в машиностроении необходимо, — пояснил эксперт редакции Валерий Кузнецов, почти два десятка лет возглавлявший управление механизации прежнего «Метростроя».

Обновление основного оборудования в программу строительства подземки Северной столицы заложено. Причем, что важно, силами петербургских машиностроителей. АО «Обуховский завод», входящий в концерн ВКО «Алмаз-Антей», выиграл конкурс на поставку двух горнопроходческих щитов диаметром 5,63 метра и другого оборудования для строительства питерского метро.

Щиты такого размера, кстати, сейчас прокладывают тоннели на новой, коричневой, ветке мет­рополитена. Эта линия — первоочередная, так как станет единственной окружной линией, ­соединяющей по периметру все ныне существующие ветки городской подземки. Новое оборудование, будем надеяться, ускорит прокладку коричневой ветки.

А пока ожидаем новый старт «Надежды». Как уже отмечено, участок зеленой ветки до станции «Планерная» (кто еще не забыл, раньше в планах она фигурировала под названием «Зоопарк») намереваются открыть в 2026 году. В перспективе «Планерная» станет переходной на «Шуваловский проспект» — станцию Фрунзенско-Приморской ветки метро. Построить участок фиолетовой линии от Комендантского проспекта до Шуваловского планируют к 2028 году.


#метро #строительство #Метрострой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7379) от 22.03.2023 под заголовком «Три тележки «Надежды»».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.