2Vtzqv4Hz9U

Три тележки «Надежды». Проходческий щит готовят к старту в сторону «Планерной»

Монтаж проходческого комплекса «Надежда» в шахте на Туристской улице почти завершен. Уже этой весной щит должен начать пробивку тоннеля на продолжении зеленой ветки метро — к будущим станциям «Туристская» и «Планерная». Открыть участок третьей линии подземки от «Беговой» до «Планерной» планируют в конце 2026 года.

Три тележки «Надежды». Проходческий щит готовят к старту в сторону «Планерной» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как сообщают в компании «Метрострой Северной столицы» (МССС), к середине марта были смонтированы две технологические тележки, на которых располагаются основные агрегаты комплекса. Монтаж еще одной тележки завершается. На финишной прямой и ремонт головки щита с режущими инструментами.

Напомним, проходческий комплекс «Надежда» — единственный в Петербурге, способный пробивать двухпутный тоннель диаметром 10,6 метра. Именно он прокладывал подземные коридоры на участке Фрунзенско-Приморской линии — от «Международной» до станции «Шушары», а затем на Невско-Василеостровской ветке на строительстве объектов ЧМ-2018 — станций «Новокрестовская» (ныне «Зенит») и «Беговая».

Проект продолжения зеленой линии до «Планерной» тоже выполнен с расчетом на двухпутный тоннель. С Васильевского острова «Надежда» должна была сразу переместиться в шахту на Туристской улице и после профилактики и монтажа начать проходку на север. Но не сложилось. Бывшая компания по строительству метро в Петербурге ОАО «Метрострой» попала под банкротство, проходческий щит отправили на строительство подземки в Москве, откуда он вернулся не совсем «здоровым»: потребовались комплексные работы по замене изношенных узлов и механизмов. При этом найти запчасти для агрегата оказалось делом непростым. Впрочем, сейчас все эти сложности, похоже, остались позади, и «Надежда» в ближайшие пару месяцев вновь начнет работу на благо горожан.

Столь долгий перерыв — более пяти лет — в строительстве продолжения третьей линии потребовал корректировки проекта. В институте «Ленметрогипротранс» разработанную ранее проектную документацию, как ожидается, будут дополнять и отправлять в Госэкспертизу уже в ходе сооружения тоннелей и двух станций нового участка подземки.

Задержка с проектированием — одна из главных проблем строительства метро в нашем городе. Даже если выделят деньги на прокладку линий и сооружение станций, без наличия готовых проектов начало работ будет задерживаться. Это касается всех перспективных направлений строительства метро. При этом Петербург обладает несколькими специфическими условиями — от состояний грунтов до глубины заложения станций, и только наши специалисты знают все эти тонкос­ти и сложности. Если мы рассчитываем на ускоренный график развития подземки, о чем заявляет руководство города, то надо срочно обеспечивать питерских специалистов заказами на проектирование, — считает исполнительный директор «Тоннельной ассоциации Северо-Запад» Сергей Алпатов.

Другая известная проблема петербургских метростроителей — большой износ оборудования. К примеру, проходческие щиты, за исключением «Надежды», произведены еще в СССР и до сих пор работают на пробивке тоннелей.

Конечно, свой эксплуатационный ресурс, который заложен в документации, проходческие комплексы с диаметром режущего щита 5,63 метра давно выработали. Однако они самые востребованные для строительства метро в нашем городе, и специалисты управления механизации постоянно производили их профилактику, заменяли изношенные узлы и поддерживали в рабочем состоянии. Эти комплексы не столь сложные, они и сейчас успешно работают. Хотя, безусловно, обновлять оборудование с учетом современных технологий в машиностроении необходимо, — пояснил эксперт редакции Валерий Кузнецов, почти два десятка лет возглавлявший управление механизации прежнего «Метростроя».

Обновление основного оборудования в программу строительства подземки Северной столицы заложено. Причем, что важно, силами петербургских машиностроителей. АО «Обуховский завод», входящий в концерн ВКО «Алмаз-Антей», выиграл конкурс на поставку двух горнопроходческих щитов диаметром 5,63 метра и другого оборудования для строительства питерского метро.

Щиты такого размера, кстати, сейчас прокладывают тоннели на новой, коричневой, ветке мет­рополитена. Эта линия — первоочередная, так как станет единственной окружной линией, ­соединяющей по периметру все ныне существующие ветки городской подземки. Новое оборудование, будем надеяться, ускорит прокладку коричневой ветки.

А пока ожидаем новый старт «Надежды». Как уже отмечено, участок зеленой ветки до станции «Планерная» (кто еще не забыл, раньше в планах она фигурировала под названием «Зоопарк») намереваются открыть в 2026 году. В перспективе «Планерная» станет переходной на «Шуваловский проспект» — станцию Фрунзенско-Приморской ветки метро. Построить участок фиолетовой линии от Комендантского проспекта до Шуваловского планируют к 2028 году.


#метро #строительство #Метрострой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7379) от 22.03.2023 под заголовком «Три тележки «Надежды»».


Комментарии