2Vtzqv4Hz9U

Тренировка онлайн. Как спортшколы Петербурга работают в условиях пандемии

Вместе с общеобразовательными школами в онлайн-режим перешли и школы спортивные, в том числе высшего уровня. «Санкт-Петербургские ведомости» постарались разобраться, как этот процесс происходит в реальности и у кого работа полностью остановилась, а кому в онлайне тренироваться даже хорошо.

Тренировка онлайн. Как спортшколы Петербурга работают в условиях пандемии | ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

Соответствующий приказ городского спорткомитета был опубликован еще 27 марта, и со следующего дня у спортшкол началась новая жизнь. В приказе, в частности, было сказано о необходимости «организовать тренировочный процесс в онлайн-режиме при наличии технических возможностей». Также спортшколы обязаны ежедневно «обеспечить направление в комитет актуализированной информации».

- Действительно, мы каждый день отправляем в спорткомитет видеоматериалы, - подтвердил директор баскетбольного Центра Кондрашина Валерий Диев. - Недостатка в них нет. Тренировок в режиме реального времени у нас немного, процесс организован иначе. В основном тренеры дают каждому ученику индивидуальные рекомендации, а те регулярно присылают видеоотчеты занятий.

Как можно заниматься баскетболом в удаленном режиме? Никак. Практически все занятия посвящены общефизической подготовке.

- Это занятия на поддержание готовности, мышцы должны быть в тонусе, - объясняет Диев. - Конечно, условия у всех разные. Кто-то живет на даче, у кого-то даже баскетбольные кольца есть - они могут поработать и над броском. Но в основном просто идет работа на поддержание формы. Впрочем, есть возможность и для целенаправленной работы. У каждого спортсмена - свои слабости, которые можно проработать. У легендарного Саши Белова, например, был слабый пресс, это была серьезная проблема. У кого-то слабая спина, кому-то нужно улучшить прыжок. И, конечно, сейчас самое время каждому что-то целенаправленно подтянуть, до чего при работе в обычном режиме не доходили руки.

Любопытная деталь: если в обычных школах учителя поголовно жалуются на резкий рост нагрузки, то в Центре Кондрашина все наоборот. Тренеры говорят, что им стало даже проще. Что, впрочем, понятно - сложных командных тренировок нет, да и на занятиях по ОФП даются в основном уже знакомые ученикам упражнения.

- Скорее, нам станет сложно, когда ограничения снимут, но еще будут сохраняться эпидемиологические риски, - считает Валерий Диев. - И главная наша задача - сохранить людей. Мы должны дополнительно беречь тренеров, которым за 60. Например, есть идея работы в парах, когда очными тренировками займется молодой специалист, а его пожилой коллега возьмет на себя основную методическую работу.

Если в игровых видах спорта основная тренировочная работа фактически встала, то в олимпийских индивидуальных дисциплинах методические потери не так велики. Гребцы, например, отчасти привыкли работать в удаленном режиме - ведь они и так по полгода живут «без воды», замещая реальную гребную работу симуляторами. Как рассказали в ШВСМ по водным видам спорта имени Юрия Тюкалова, у многих даже дома есть гребные тренажеры, так что работа идет практически по-прежнему.

Кстати, работу эту показывают не только тренерам - в группе спортшколы «ВКонтакте» постоянно публикуются ролики с тренировками спортсменов разных возрастов и разного уровня. И это, конечно, правильно - другим спортсменам проще тренироваться, видя примеры коллег. А еще в школе имени Тюкалова даже провели заочные соревнования в трех категориях - спортсмены на время выполняли различные комплексы упражнений и записывали их на видео, а жюри после просмотра роликов определяло победителей.

И все-таки именно гребцы сейчас чувствуют себя особенно ущемленными. Ведь они привыкли к тому, что как раз весной у них праздник, в это время они наконец-то вырываются на большую воду после долгой «зимней спячки». Теперь о воде остается только мечтать - весенние сборы в Краснодарском крае отменены, и даже такой близкий Гребной канал пока не доступен.

Любители шахмат из-за карантина пострадали меньше всего. В онлайне с большим успехом проходят элитные турниры, там же регулярно сражаются и простые смертные. Вот и мой родной Шахматный кировский детский центр Петербурга (ШкиДЦ) проводит свои квалификационные турниры разного уровня на популярной платформе lichess.org. Правда, в отличие от турнира Magnus Carlsen Invitational в детских турнирах за участниками не следят видеокамеры, так что велика проблема читерства (пользования компьютерными подсказками).

- Это не так уж страшно, - считает директор ШКиДЦ Галина Нейзберг. - Во-первых, программа Lichess автоматически отслеживает читеров. У нас, кстати, был недавно случай, когда наша команда заняла на турнире второе место, а потом поднялась на первое после дисквалификации победителя. Но самое главное, что дети довольно быстро понимают, что пользоваться подсказками бессмысленно. Поначалу и родители могут за спиной стоять и подсказывать, но потом это прекращается. Тем более что мы сейчас всех предупреждаем: нынешние результаты учитываются только в онлайне. Потом все это придется подтверждать за доской, и разряды зарабатывать тоже нужно будет там.

Продолжаются в полном объеме и теоретические занятия, хотя сложности неизбежны. Не у всех детей есть свободные компьютеры (родителям тоже работать нужно), не все могут перестроиться на такую работу. Те дети, которые очень хотят заниматься, успешно учатся и в онлайн-режиме, а вот у остальных есть проблемы. Если при живом контакте с группой тренер иногда может «подстегнуть» ученика, то в онлайне уследить за интересом невозможно.

- Вообще мы смотрим на это с оптимизмом, ведь шахматы проще всего адаптировать к нынешним условиям, - говорит Галина Нейзберг. - В основном занятия проходят в зуме или скайпе, у нас в группах по 10 - 15 человек, программы такую нагрузку легко выдерживают. Самым маленьким в таком режиме трудно, для них мы записываем занятия - они ставят перед собой доску, если не успевают, то могут остановить запись и повторить. Свои лекции записывают и наши тренеры-гроссмейстеры.

Словом, процесс идет, и ученики не так уж много теряют в методическом плане. А вот для шахматных тренеров, как и для обычных учителей, этот процесс превращается в мучение.

- Педагогам очень трудно, - признается Нейзберг. - Чтобы провести занятие, нужен один час, а чтобы записать - целый день! Мы сейчас начинаем работать с самого утра и заканчиваем в лучшем случае к полуночи. По сути, сейчас нужно всю программу переписывать под онлайн-режим, слишком многое изменилось. И чем дальше мы так работаем, тем лучше понимаем: живого педагога, который находится рядом, ничто и никогда не заменит.

#дети #образование #онлайн #самоизоляция #спортшколы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6676) от 12.05.2020 под заголовком «Бросок в кольцо онлайн».


Комментарии