Трамвайный дедушка тряхнул стариной

Ворота раскрылись, и «дедушка» трамвайного движения, погромыхивая и покачиваясь, вышел за ворота Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове. Старый добрый МС-1, верой и правдой служивший нашему городу до 1968 года, покидает свое пристанище лишь по особому случаю.

 Трамвайный дедушка тряхнул стариной | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На этот раз ретропробег был приурочен к подписанию соглашения о сотрудничестве музея с Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина, которая уже передала ему девять архивных материалов на трех вместительных компакт-дисках. В преддверии 110-летия появления электрического трамвая на улицах Петербурга такой дар особенно ценен.

Трудно поверить, но любимый многими петербуржцами вид транспорта нелегко завоевывал право на существование. Владельцы конок, не желая терять барыши, сопротивлялись прогрессу изо всех сил. И к тому времени, когда столица Российской империи решила-таки перевести вместительные «кареты» с конной тяги на электрическую, трамваи ходили уже во многих городах.

В этом, правда, были и положительные моменты: обобщив накопленный в России и за рубежом опыт, Петербург смог избежать многих ошибок, с ходу подняв транспортное дело на небывалую доселе высоту. Копии документов, которые библиотека передала «трамвайному» музею (оригиналы хранятся в Российском государственном историческом архиве и Центральном государственном архиве историко-политических документов Петербурга), собственно, и высвечивают малоизвестные вехи этого большого исторического пути.

Тут и «дело о дозволении отставному статскому советнику Трико завести особого рода кареты для перевозки пассажиров до Царского Села и Павловска», относящееся к истории появления омнибусов, первого общественного транспорта (1830 г.). И обширный «Статистический очерк Санкт-Петербурга» с обозначенными на планах маршрутами конки (конец XIX века). Весьма примечательный «Проект переустройства петербургских железных дорог на электрическую тягу» (1904 г.) и многое другое.

«Такие сведения помогают по-новому взглянуть на развитие инфраструктуры, оказывающей влияние на экономику, социальные проявления. Ведь основная наша тематика - история российской государственности во всех ее аспектах», - поясняет заместитель генерального директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин.

Значительная часть накопленного там документального массива (свыше 550 тыс. единиц хранения) выложена на портале www.prlib.ru для общего пользования. Истории трамвайного движения в городе на Неве посвящено более 500 архивных дел, которые всем тоже доступны: протоколы обсуждений, чертежи, не осуществленные и выполненные проекты (некоторые из них можно увидеть сегодня на библиотечной выставке, посвященной 100-летию Октябрьской революции).

Сделать городу удалось почти все из задуманного. Убедиться в этом нетрудно, взглянув на схему развития «электрических железных дорог» в столице империи: густая трамвайная сеть охватывает все районы. Маршруты были проложены и до тех дальних мест, куда метрополитен не дотянулся по сей день. Скажем, до Стрельны. Неудивительно, что по протяженности трамвайных путей Петербург долгое время не имел себе равных, а сегодня занимает четвертое место в мире (440 км).

Первый маршрут (№ 4), правда, был не очень-то длинный - около трех километров. 29 сентября 1907 года трамвай впервые вышел из депо на Васильевском острове, где находится ныне Музей электрического транспорта. Через Большой проспект проследовал к Благовещенскому мосту, «перешагнул» через Неву и двинулся в сторону Дворцовой площади. Кстати, мимо комплекса зданий Сената и Синода, в правом крыле которого теперь размещается Президентская библиотека...

«Событие было огромное, в Исаакиевском соборе отслужили даже молебен, - рассказал директор Музея электротранспорта Кирилл Нюквист. - Скоро этот маршрут стал основным и самым протяженным в городе: трамвай уже двигался через весь Невский проспект и сворачивал на Лиговский. Причем шел со скоростью, которая была в три раза выше, чем у конки. Да и плата за проезд, на первых порах довольно высокая по тем временам - три копейки, постепенно снижалась».

По случаю этой юбилейной даты 30 сентября нынешнего года на Кронверкском проспекте состоится большой праздник. А музейщики откроют незадолго до этого специальную выставку в бывшем депо, где «живут» на заслуженном отдыхе ветераны-трамваи.

Один из них, МС-1 образца 1931 года, построенный на «Красном путиловце», после подписания соглашения с Президентской библиотекой тряхнул стариной и совершил пробежку через весь Средний проспект до станции метро «Спортивная» и обратно. Проследовал, вызывая теплые улыбки у молодых петербуржцев и ностальгические воспоминания у старых горожан.

#трамвай #ретропробег #город

Комментарии