Трамвай с интеллектом создадут на заводе в Петербурге
Первый в России завод по производству алюминиевых каркасов для трамвайных вагонов компания «Транспортные системы» запустит в Твери нынешней осенью, в ноябре. А в начале 2020 года, как уже сообщала наша газета, на своей петербургской площадке (Невский завод электрического транспорта, НЗЭТ) начнет строительство трамвая, опять же первого в нашей стране, корпус которого выполнен из алюминия. С этим петербургским предприятием холдинг связывает и другие перспективные проекты, включая выпуск городского рельсового транспорта, оснащенного искусственным интеллектом.
ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО
Петербургские и тверские вагоностроители, можно сказать, породнились. Специалисты Тверского механического завода электротранспорта запускали переехавшую в северную столицу сборочную площадку холдинга, продолжая готовить у себя корпуса, и делились с коллегами опытом. А потом применяли европейские стандарты, необходимые для налаживания бесперебойной работы и комфортных условий на своем предприятии.
Отдача от такого сближения становится все заметнее. Подтверждение тому - масштабный проект, связанный с запуском мощностей по производству алюминиевых каркасов для городского электрического транспорта (по сути, это завод на заводе), к реализации которого компания приступила в Твери чуть больше полутора лет назад. В ноябре он завершится, что позволит выпускать свыше 150 таких кузовов и 450 трамвайных тележек в год.
Первый опытный образец алюминиевого трамвая ПК «Транспортные системы» собирается показать в том же месяце на своей производственной конференции. А в начале следующего года за дело возьмутся петербуржцы, чтобы наладить сборку новинок, подготовив почву для их серийного производства. Что подтолкнуло к этому холдинг, специализирующийся на создании низкопольного подвижного состава? Взяться за такое начинание первыми в России заставили обстоятельства, говорит Борис Боровой, вице-президент компании.
Крупный контракт, предусматривающий поставку в Москву 300 модернизированных «Витязей-М», собранных в Петербурге, и имеющий, как полагают заводчане, все шансы войти в «Книгу рекордов Гиннесса», подошел к завершению. «Транспортные системы», заключив еще один договор, обязались осуществлять сервисное обслуживание этой техники в трех московских трамвайных депо, а после 15-летней эксплуатации провести капитальный ремонт.
К тому времени многие узлы, сделанные из высокоуглеродистой стали, впрочем, не доживут: коррозия сильно укорачивает жизнь металлических изделий. А в петербургском влажном климате, в котором приходится работать «Витязям» той же трамвайной серии, и подавно.
Вот почему компания, выполнявшая интерьер таких вагонов из алюминиевых сплавов (от использования мгновенно вспыхивающего опасного пластика она полностью отказалась для повышения безопасности перевозок), и решила освоить новое направление: пустить этот материал на выпуск трамвайных корпусов.
Такой вагон будет легче предшественника на 20 - 30%, что повлечет снижение энергопотребления (подсчитано: при пробеге 100 тысяч километров в год трехсекционный легкий трамвай сэкономит около 45 МВт электроэнергии), а также нагрузки на инфраструктуру, и без основательного ремонта он сможет прослужить больше 30 лет, уверены специалисты.
Две трамвайные модели, созданные в петербургских корпусах холдинга - изящный «Львенок» и самый большой в мире (34,7 метра) трехсекционный «Лев», - с успехом показанные в Берлине на международной выставке железнодорожного транспорта Inno Trans-2018, имеют практически стопроцентный алюминиевый интерьер.
Немецкий концерн Siemens объявил там же о намерении испытать в скором времени прототип беспилотного трамвая. Оказалось, «Транспортные системы» идут с ним нога в ногу: аналогичное изделие компании, представленное на выставке, тоже вызвало интерес.
Российские вагоностроители оснастили питерского «Витязя» системой автоматического управления, способной распознавать людей, дорожную технику и другие объекты на своем пути даже при дожде и тумане, быстро реагируя на их появление. Его начинка, созданная с применением цифровой 3D-модели и отечественного программного обеспечения, представляет собой искусственный интеллект, который действует вместе с компьютерным зрением: на вагоне установлены 20 видеокамер и десяток радаров.
Протестировать опытный образец в трамвайном депо имени Н. Э. Баумана (перед этим он прошел обкатку на путях НЗЭТ, предназначенных для испытания новичков), а затем на безопасном маршруте в районе ВДНХ взялись москвичи. Снизив зависимость от человеческого фактора, можно свести до нуля риски аварий, говорят инициаторы проекта, тем не менее на первых порах электронный мозг машины подстраховывают водители.
Как всякий новый продукт, эта система нуждается в отладке и совершенствовании, не говоря уж о сертификации, отмечают специалисты. В целом же компания готова переходить к выпуску таких транспортных средств (технологически проект готов), если бы не одно «но»: отечественные нормативные документы не предусматривают их эксплуатацию. Законодательство тут пока отстает.
Однако дело все-таки движется. По словам Бориса Борового, с января 2020 года «Транспортные системы» все выпускаемые на своих площадях трамвайные вагоны, которые работают не только в российских городах, но и за рубежом, в латвийском Даугавпилсе, будут оснащать двумя важными компонентами искусственного интеллекта.
Во-первых, это оборудование позволяет останавливать вагон, если водитель превысил скоростной режим. А во-вторых, система автоматического торможения в критических случаях сможет спасти трамвай и находящихся в нем пассажиров, предотвратив ДТП. Оба этих элемента сегодня и проходят серьезные испытания.
МЕЖДУ ТЕМ
В будущем году на улицах Петербурга, возможно, появится экскурсионный трамвай: такую возможность ПК «Транспортные системы» прорабатывает со Смольным и «Горэлектротрансом». Его планируется создать на основе трехсекционного вагона 71-922, предназначенного для маршрутов с высоким пассажиропотоком, - это одна из последних моделей компании, получившая название «Варяг». Там будут созданы все условия (бар, туалет и др.) для комфортного передвижения по городу и проведения экскурсий. Если эти намерения удастся реализовать и трамвай не обманет ожидания, разработчик запустит его в серийное производство.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6515) от 02.09.2019 под заголовком «Трамвай с интеллектом».
Комментарии