Трамваи-раритеты в минувшее воскресенье вновь выкатились на улицы города

Точнее, ездил он сам, на своих колесах, и не прямо по улицам, а по проложенным по ним рельсам. Трамваи-раритеты в минувшее воскресенье вновь выкатились за ворота Экспозиционно-выставочного комплекса «Горэлектротранса», чтобы своим бодрым, аккуратным и не по годам свежим видом порадовать горожан. Эти представители разных моделей и эпох наглядно проиллюстрировали эволюцию городского рельсового транспорта.

Трамваи-раритеты в минувшее воскресенье вновь выкатились на улицы города | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В нынешнем году музейные экспонаты тряхнули стариной в честь 116‑летия с момента открытия трамвайного движения в Петербурге. Электрические вагоны, пришедшие на смену конке, отправились в первый свой рейс с Васильевского острова 29 сентября 1907 года. Старейший трамвайный парк города, откуда они вышли на дебютный маршрут, и нынче стал отправной точкой для участников очередного ретропарада. Колонна из 11 вагонов-пенсионеров шла неспешно, давая собравшейся на тротуарах публике полюбоваться на себя. Прокатилась с Васильевского острова по круговому маршруту через Петроградскую сторону и Троицкий мост по Центральному району и благополучно вернулась обратно на Васильевский. В стены Музея городского электрического транспорта, ставшего для ретротрамваев по завершении их трудовой биографии настоящим родным домом.

Возглавляла колонну та самая краснобокая деревянная «Брешка» («Брешкоу») — реплика первых английских вагонов Brush, один из которых больше века назад и открыл трамвайное движение в Петербурге. Горожане уже привыкли видеть труженицу-англичанку в ежедневной работе на рельсах — она катает пассажиров-петербуржцев и гостей города по регулярному Первому туристическому маршруту.

Парад трамваев2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


К воскресной колонне, возглавляемой «Брешкой», примкнули вагоны модели МС — «моторный стальной». Их в 1920 – 1930‑х годах выпускал завод «Красный путиловец» (сегодня — Кировский завод). В 20‑е годы прошлого века большинство трамвайных вагонов в нашем городе были с деревянным каркасом кузова, МС же открыл эру стальных трамваев. В годы блокады Ленинграда эти вагоны перевозили войска на фронт. А когда после четырехмесячного перерыва в осажденном городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны именно этого типа. Они были легче других, и изможденные люди в случае обрыва контактной сети могли вытолкать поезд за пределы обесточенного участка. Пассажиров «эмэски» возили до конца 1960‑х, а затем многие из них были переоборудованы в служебные вагоны.

За свою надежность трамваи МС называли бессмертными. Тому, кто захочет поспорить с этим, следовало бы своими глазами увидеть, с каким горделивым спокойствием и уверенностью катились по воскресному Петербургу эти столетние красавцы — не реплики, а подлинные вагоны модели МС. Они до сих пор на ходу. А некоторые даже и на посту — продолжают работать тягачами в трамвайных парках, и называют их там уважительно — «Хозяин». Один из таких служебных вагонов — МС-2 1931 года рождения, в прошлом — буксир на Петербургском трамвайно-механическом заводе, был отреставрирован в прошлом году к 115‑летию петербургского трамвая, получил свой исторически достоверный сине-зеленый «рабочий» окрас, а нынче проехал в общей праздничной ретроколонне.

Послевоенные годы на параде представил «Слон» (ЛМ-49 — изделие Ленинградского моторного завода). Точнее, трамвайный поезд 1949 года разработки. Сегодня в Северной столице остались лишь эти два оригинальных вагона — моторный и прицепной. Вагоны ЛМ-49 строились только до 1960 года, а вот прицепные — еще и в 1962 – 1968 годах, когда началась массовая жилищная застройка окраин Ленинграда, туда потянулись трамвайные линии и потребовались трамваи большей вместимости, то есть двухвагонные. ЛМ-49 возили ленинградцев больше тридцати лет, вплоть до 1983 года. Внутри салона было много новшеств: поперечное расположение сидений, впервые появившийся потолочный поручень, раздвижные двери. Прозванный «слоном» за округлые очертания кузова, ЛМ-49 после модернизации в музее получил «классическую» ливрею, сочетающую вишневый цвет и цвет слоновой кости.

Атмосферу 1950 – 1960‑х годов на параде создала реплика самого стильного вагона ЛМ-57 «Стиляга» в ленинградском дизайне, ностальгическое теплое настроение — еще не забытые горожанами серебряного возраста «Аквариум» (ЛМ-68) и его последовательница «Машка» (ЛМ-68М)…

Кстати, некоторым счастливчикам нынче удалось не только посмотреть, но и прокатиться на раритетных трамваях: Экспозиционно-выставочный комплекс «Гор­электротранса» заранее разыграл билеты на участие в ретропараде в одной из соцсетей и своем телеграм-канале. Победители и стали главными пассажирами этого праздничного рейса.

КСТАТИ 

Первый трамвайный маршрут № 4 проходил от 8‑й линии Васильевского острова через Благовещенский мост до Главного штаба. К 1908 году общая протяженность маршрутов составила 58 км двойного пути. А к 1914‑му трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города. Петербургский трамвай сегодня — это 38 трамвайных маршрутов, порядка 500 км одиночного пути, пять трамвайных парков и один совмещенный трамвайно-троллейбусный парк.


#трамваи #раритет #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7514) от 03.10.2023 под заголовком «По улицам «Слона» водили».


Комментарии