Танцы вокруг пилона. Петербург ищет оптимальное решение для остановок

Поиск этот, надо заметить, идет давно и трудно. Кто не помнит первые электронные информационные табло, предоставленные производителями для тестирования, или закупленные городом в пилотном режиме «умные» (и красивые) остановки, размещаемые в центре на тех же условиях испытаний? Почти каждое появление подобной новинки сопровождалось сообщением о скором массовом внедрении ее в жизнь города… Значимость информирования пассажиров на остановках мы оценили в первые же дни транспортной реформы, после отмены маршруток, когда схема движения автобусов (а значит, и привычные пути-дороги большинства пассажиров общественного транспорта) изменилась кардинально. Отдельные жалобы на неоперативную и некорректную «смену вывесок», конечно, были, но ни о каком коллапсе и неразберихе все же речи не шло.

Танцы вокруг пилона. Петербург ищет оптимальное решение для остановок  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Сегодня остановочное информирование переходит в соответствии с «реформенными» ориентирами на следующий уровень. Привычные средства — информационные знаки остановок (ИЗО), пилоны, стенды разных типов — перестают быть привычными. Некоторые из них (например, ИЗО — желтые таблички, установленные высоко над головами) просто исчезают, некоторые стенды «электрифицируются» ради подсветки, другие обретают функцию онлайн-информирования о приближающемся транспорте.

Главная тенденция: ИЗО превращаются в ЭИЗО, то есть в элект­ронные информационные знаки остановки. Да и сами остановки потихоньку осваивают новые функции, обретая «глаза» и даже некоторым образом «мозги»…

По данным «Организатора перевозок», сегодня на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта размещено около 9,6 тыс. единиц информационного оборудования, в том числе 3,8 тыс. знаков остановок, около 4 тыс. стендов различного формата, более 1,7 тыс. ИЗО-пилонов, стоек и электронных модулей, 75 элект­ронных табло, а также 10 трехгранных информационных модулей. При этом около 1,6 тыс. новых пилонов и свыше 3,5 тыс. стендов появились в Петербурге именно при переходе на новую модель транспортного обслуживания (НМТО), то есть в процессе транспортной реформы.

Всего в городе около 7 тысяч остановок. Предполагалось (планировалось), что к 2027 году практически все они должны стать «умными», то есть помимо современного дизайна и онлайн-табло павильоны будут предлагать ожидающим транспорт пассажирам зарядку для телефона, Wi-Fi и что в них будет аппарат для активации билетов и видеонаблюдение.

Первые такие остановки в России появились в Москве еще в 2013 году. В Петербурге программа их внед­рения заработала чуть позже, но пос­ле 2018‑го дело застопорилось. А минувшим летом случился ренессанс: в июле на пересечении Малой Садовой улицы и Невского прос­пекта (у дома 3/54, литера А) появилась очередная «первая «умная» остановка» нового типа. Ее камеры подключены к системе видеонаблюдения городского мониторингового центра, динамик интегрирован с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения, а модуль системы «Говорящий город» позволяет незрячим гражданам получить через смартфон полезные сведения о транспорте. И самое главное: комитет по информатизации и связи пообещал уже до конца текущего года оборудовать на улицах Петербурга около 200 таких остановок!

Остановка_Юш.jpg

ФОТО АВТОРА


Вовсю идет их оснащение информационными пилонами, подключенными к электросетям и оснащенными встроенным светодиодным элект­ронным табло или LED-подсветкой. Такой пилон может обмениваться данными с порталом общественного транспорта и информировать пассажиров в реальном времени о скором (или не скором) прибытии транспорта на остановку. Уже функционируют 17 подобных устройств в Василеостровском, Центральном, Выборгском районах, а также в ­аэропорту «Пулково». В планах города — до конца года оборудовать 21 «умным» пилоном еще 15 остановок. А на следующий год запланирована куда более масштабная программа по установке 1,2 тыс. пилонов с внедрением цифровых технологий на уже существующих остановочных комплексах. Помимо картографической информации и маршрутов на электронное таб­ло также будут выводиться данные о времени прибытия транспортных средств, появятся камеры видео­наблюдения и тревожные кнопки.

Подсвеченный пилон, да еще и с информацией о приближающемся транспорте — это, согласитесь, новая реальность для пассажиров общественного транспорта. Такой не сравнить с теми черными «обелисками» с практически не читаемой даже среди белого дня картой, что расставлены по всему городу. Однако сам процесс превращения этого очевидно неудачного дизайнерского творения в smart-пилон вызывает у горожан резонные вопросы. Например, жители прилегающих к Суворовскому проспекту улиц говорят, что порядком устали от постоянно возобновляющихся «благоустроительных» работ на этой важной для них транспортной артерии и от хронически перекопанных-­огороженных остановок — почему нельзя было сделать все сразу, когда на проспекте шла большая реконструкция? И еще — о том, что их удивляет способность чиновников делать и переделывать одно и то же, а стало быть, и платить за это снова и снова:

«Москва делает комплексную реконструкцию остановки с кабельными коллекторами, сразу ставит навигацию с подсветкой. Питер: сначала сделаем тротуар, потом дырявим тротуар и ставим пилоны без подсветки, потом будем копать этот тротуар снова, чтобы засунуть в него кабель для новых пилонов с подсветкой…»

«Это все равно что сначала повесить бра и наклеить обои, а потом начать штробить стены под проводку и розетки. Наверное, себе в квартире они так ремонт не делают…»

Некоторые участники городских пабликов высказываются в принципе против новаций, считая их неудобными и ненадежными:

«К чему вообще эти пилоны? На них не видно ничего, они легко вандалятся и ломаются, их все время объявлениями заклеивают… То ли дело были таблички раньше — неубиваемые. А на этих ничего не видно ни днем, ни ночью. Что было в голове у проектировщиков?»

«Даже и будет подсветка — что от нее толку? Все равно вандалы закрасят или поломают. А желтые таблички никто достать не может по сей день там, где они сохранились. Зачем их убирают?»

«Да, старые желтые ИЗО были лучше. Их хотя бы испортить труднее»…

Между тем до завершения работ, предусмотренных контрактом на установку информационных пилонов с электронным табло по ряду адресов в центре Петербурга, остается все меньше времени, а видимыми они стали лишь на одной остановке — на Суворовском проспекте напротив Тульской улицы. Там вырыта траншея, установлены ограждения, на куче вынутого грунта лежит информационный щит, сообщающий, что генподрядчик — ООО «Инновационные строительные и проектные решения» (ИСПР) — начал работы 1 сентября и планирует их закончить 15 октября. Кроме этого адреса пилоны в рамках данного контракта стоимостью 15 млн рублей должны появиться на остановках на Кирочной ул., 30, Садовой, 41, Английском пр., 30, и на Лиговском — у домов 71, 105, 94, и возле Обводного канала. А к середине ноября карты с электронными табло можно будет увидеть у станций метро «Приморская» и «Василеостровская», у гостиницы «Прибалтийская», на Малом проспекте В. О., на 8 – 9‑й и 16 – 17‑й линиях В. О. Как следует из конкурсной документации, предмет этих двух закупок — «Поставка и выполнение работ по монтажу информационных пилонов с информационным оборудованием, дооснащение информационным оборудованием существующих пилонов, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных пилонов на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга для государственных нужд Петербурга». Для Васильевского острова эти работы обойдутся нынче почти в 21 млн рублей.

Таким образом, изначально недорогие пилоны вырастают в цене кратно. Когда их впервые устанавливал предыдущий подрядчик «Фавор-гарант» в 2020 году, речь шла о 90 – 100 тыс. рублей за штуку. Тогда действовали два контракта на изготовление и установку простых устройств по 182 адресам за 15,8 млн рублей, сейчас — 36 миллионов на дооснащение таких устройств электронными табло и подключение к сетям на полутора десятках точек…

Непростое это дело — делать остановки «умными». И недешевое. Особенно если действовать по пословице, которую нередко повторяла моя бабушка: «Шей да пори — не будет пустой поры»…

МЕЖДУ ТЕМ 

Как накануне сообщили в аппарате вице-губернатора Станислава Казарина, к настоящему моменту на улицах Петербурга насчитывается 200 «умных» остановок — с видеокамерами, модулями «Говорящий город». «Умные» остановки появились уже в 11 районах. В Центральном районе их 47, в Петроградском — 26, в Московском — 25, в Василеостровском — 21, Адмиралтейском — 20, в Кировском — 13, Приморском — 11 остановок, Красногвардейском — 10, Выборгском — 8, Фрунзенском — 5, в Калининском — 4 такие остановки. В планах города на 2024 год — установить еще более ста остановок.


#остановки #транспорт #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Танцы вокруг пилона».


Комментарии