Суворову в Херсон. История этого города берет начало в Петербурге

Луганская и Донецкая области, Херсонщина и Запорожье… Наш город связан с ними сотнями, тысячами исторических нитей. Об этом напоминают документы, хранящиеся в петербургских архивах и библиотеках, об этом напоминает и городская топонимика. Херсонская улица и Мелитопольский переулок — лишь часть петербургских топонимов, связанных с четырьмя регионами.

Суворову в Херсон. История этого города берет начало в Петербурге | Монумент в парке «Екатерингоф» — одно из свидетельств тесных взаимосвязей между нашим городом и Луганской областью. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Монумент в парке «Екатерингоф» — одно из свидетельств тесных взаимосвязей между нашим городом и Луганской областью. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Херсон: сама история этого черноморского города берет начало в Петербурге, где императрица Екатерина Великая издала указ о выборе места для строительства нового порта, а также и нарекла его в честь Херсонеса Таврического.

Среди тех, кто принимал активное участие в становлении Херсона, был Александр Васильевич Суворов. И не случайно летом 2022 года, в годовщину подписания Екатериной II указа об основании Херсона, в местном краеведческом музее открылась выставка «Суворов. Путь в бессмертие», привезенная из петербургского мемориального Суворовского музея. В Херсоне, кстати, до сих пор сохранился дом, в котором жил Суворов. Примечательно, что кроме рапортов и донесений полководцу сюда регулярно доставляли почту и свежие издания — в том числе «Санкт-Петербургские ведомости», подписчиком которых полководец был!

Не так далеко от Херсона находится Кинбурнская коса — место, где в 1787 году русские войска под предводительством Суворова разгромили турецкий десант. Попытки турков овладеть Кинбурнской крепостью, чтобы обеспечить прорыв к Херсону и установить контроль над Крымским полуостровом, оказались тщетными. В честь этой победы Екатерина II наградила Суворова орденом Андрея Первозванного.

…Исторических пересечений между Санкт-Петербургом и четырьмя регионами — великое множество!

В поселке Луганский Завод (ныне Луганск) родился знаменитый в будущем петербуржец Владимир Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В честь родного города он взял себе псевдоним Казак Луганский, под которым в 1832 году вступил в литературный мир. Датчанин по происхождению, Даль был горячим патриотом России. В 1817 году во время учебного плавания он посетил родину своих предков, Данию, и позже вспоминал: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».

Путиловский (Кировский) завод — узел, связывающий наш город с Донбассом. Один из районов Донецка местные жители по сей день называют Путиловкой. В годы Первой мировой войны тут был построен филиал петроградского Путиловского завода, занимавшийся производством снарядов. Рядом с предприятием появился поселок для рабочих и служащих, который и назвали Путиловкой. К началу 1918 года в нем было около шестисот жилых домов, гос­тиница, бани и даже летний театр.

От этого филиала, кстати, ведет свою историю знаменитый донецкий завод «Точмаш», занимавший ведущее место в СССР по производству боеприпасов.

Жителям Донецка, безусловно, знакомы имя архитектора Альвиана Страшнова и скульптора Юрия Балдина. Оба они учились в Ленинграде и оба связали свою судьбу с Донецком. Страшнов стал автором важнейших для города зданий, в том числе телецент­ра; он занимался и разработкой планировки центральной части Донецка. Балдин, ученик великого ленинградского скульптора Михаила Аникушина, участвовал в создании монумента «Освободителям Донбасса», памятного знака в честь журналистов и писателей, погибших в Великой Отечественной войне, памятника жертвам чернобыльской катастрофы. Среди его работ за пределами Донецка — памятник Владимиру Высоцкому возле Дома связи в Мариуполе — увы, снесенный в начале 2000‑х годов…

Херсонская_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Отдельная большая глава совместной истории — то, как предприятия Ленинграда после войны участвовали в возрождении промышленности Донбасса. Уже в феврале 1945 года «Ленинградская правда» сообщала, что группа конструкторов завода «Электросила» проектирует оборудование для шахт Донбасса, «работает над чертежами двигателей и агрегатов к мощным станам Макеевского, Днепродзержинского и Краматорского заводов». «Электросила» вместе с другими проектными организациями города участвовала и в восстановлении «Запорожстали».

За первые три года послевоенной пятилетки коллективы предприятий Ленинграда направили в Донбасс промышленной продукции на сумму более трехсот миллионов рублей. Завод Метростроя присылал турбомеханические редукторы, а завод имени М. В. Фрунзе («Арсенал») — мощные компрессоры.

Поставщиком шахтных машин, манипуляторов, кранов и других подъемных механизмов для угольной промышленности стал Ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова.

Инженеры Ленинграда внесли свой вклад в возрождение и развитие городского электротранспорта Донбасса, в частности трамвайно-троллейбусного парка. В ряд городов поступили трамваи ЛМ-33 («Американка»), собранные на Ленинградском вагоноремонтном заводе.

Взаимные переплетения судеб отразились и в городской топонимике. Еще в 1859 году в центре Петербурга появилась Херсонская улица — в ряду улиц, названных по губернским городам южной части тогдашней Российской империи. Рядом, в районе Александро-Невской лавры, проходят и сегодня Полтавская, Харьковская, Кременчугская и Миргородская улицы.

Небольшой переулок возле станции метро «Чернышевская» называется Мелитопольским: он был так назван в декабре 1952 года — в ряду улиц, названных в память об освобождении советских городов в годы Великой Отечественной войны. Тогда же на карте города на Выборгской стороне появился Беловодский переулок, названный по поселку Беловодск Ворошиловградской (Луганской) области. А рядом с ним — Лисичанская улица.

В ту же пору Фридрихсгамскую улицу на Выборгской стороне переименовали в Старобельскую — по городу Старобельску, райцентру Луганской области, освобожденному от немецко-фашистской оккупации в январе 1943 года.

На самом краю Выборгского района, в поселке Торфяное, есть Донецкая улица. Сегодня она, правда, выглядит скромно, но уже решено, что вскоре ее название перенесут на новую проектируемую магистраль, которая пройдет от Ольгинской дороги до улицы Валерия Гаврилина. Появление такого топонима именно в Торфяном не случайно: среди работников торфопредприятия «Шувалово» после войны было много работников, приехавших сюда из Донецкой области.

На Охте проходит Краснодонская улица. Название ей дали в 1950 году по знаменитому городу Краснодону, где во время немецко-фашистской оккупации действовала «Молодая гвардия». Есть в нашем городе и две магистрали, названные в честь молодогвардейцев, ставших посмертно Героями Советского Союза, — переулки Ульяны Громовой и Сергея Тюленина. Оба они находятся в Центральном районе.

А на главной аллее парка «Екатерингоф» в 1956 году был воздвигнут памятник Героям Краснодона. Бронзовая скульптурная группа стоит на гранитном постаменте: вокруг знамени — Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Любовь Шевцова и Сергей Тюленин.

Этот памятник — авторское повторение скульптурной группы «Клятва», установленной в 1954 году в Краснодоне. Монумент для Краснодона отливался на ленинградском заводе «Монументскульптура», и после успешной отливки ЦК ВЛКСМ Украины принял решение произвести повторную отливку с модели и передать ее в дар Ленинграду.

Так памятники в Краснодоне и парке «Екатерингоф» стали еще одним зримым символом братских связей между нашими регионами.

#топонимы #связь #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком «Суворову в Херсон».


Комментарии