Суомилайсет, эвримейсет, савакот. Как в Петербурге поселились финны
«Суомилайсет» (suomalaiset) — так называют себя финны. Ингерманландские финны в прошлом подразделяли себя на две этнические группы: «эвримейсет» (avramoiset) и «савакот» (savakot). Вепсы, водь, ижора, проживавшие в Приладожье, давно официально признаны коренными малочисленными народами Северо-Запада, финны же нет. Хотя появились они в этих местах за сотню лет до основания Петербурга.
ФОТО Pixabay
Финское население сформировалось в городе из двух групп — представителей финно-угорских народов, издревле живших на территории будущего города и в округе, и из финнов, переехавших в Петербург уже после его основания из Финляндии. С основания Петербурга здесь сформировались зоны их компактного проживания — например «Финские шхеры» (южнее нынешней Миллионной улицы). Первая финско-шведская лютеранская церковь, вокруг которой и консолидировалась финская община, появилась раньше Петербурга — она была основана в 1630‑х годах в городе Ниен.
Переселение финских крестьян началось в XVII веке после Столбовского мира, когда Швеция захватила исконно русские земли между Невой, Наровой и Ладожским озером. Шведскую провинцию стали называть Ингерманландией, Ингрией, а переселившихся финнов ингерманландскими финнами.
Петр I оставил финнам, которые составляли поначалу 73 % населения Ингерманландской губернии, право молиться в лютеранских приходах. Жители чухонских хуторов, которые поглотил город, стали горожанами, остальные компактно жили в Петербургской губернии (до этого называлась Ингерманландской).
Финны были извозчиками, рыболовами, скотоводами, среди них было немало трубочистов, а ювелиров-финнов в Петербурге было больше, чем во всей Финляндии. Крестьянки из Финляндии нередко поступали в услужение к состоятельным горожанам. Компания «Легкое финляндское пароходство» обеспечивала перевозки по рекам и каналам города.
Реформа 1861 года дала живущим вокруг Петербурга финнам-крестьянам значительные земельные наделы, на которых они начали активно строить небольшие загородные дома и сдавать их дачникам. После строительства железной дороги в Финляндию финны старались селиться в городе по‑прежнему компактно, ближе к Финляндскому вокзалу.
Ингерманландские финны сегодня проживают в Петербурге, в Гатчинском районе, а также в Токсове, Колтушах, Губаницах, Тайцах, Мартышкине, Кикерине, Терволове Ленинградской области.
Первая в нашем городе и стране общественная национальная организация ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» («Ингерманландский союз») была учреждена в 1988 году в поселке Тайцы Гатчинского района. Начали с возрождения древнего финского праздника «Юханнус». На первые мероприятия приезжали финны из Эстонии, Финляндии и других стран мира. Затем стали организовывать курсы финского языка там, где компактно проживали финны в Ленинградской области.
— Язык учили все, от мала до велика. В Петербурге появились четыре школы, в которых финский язык преподавали как основной иностранный, — рассказывает многолетний руководитель организации доцент СПбГУ Александр Кирьянен.
Чтобы знать язык, нужны книги, газеты. И с этим «Инкерин Лиитто» тоже справился. В Петербурге и сегодня работает издательство «Инкери», которое возглавляет Андрей Сыров, издаются газеты, книги, журналы на финском языке.
Восстанавливали лютеранские приходы в Петербурге и Ленинградской области. В настоящее время в городе и области работают 12 евангелически-лютеранских финноязычных приходов. Появились в области и пять домов для престарелых, созданных с участием социальных комитетов Ленинградской области и Петербурга. Ингерманландский учебно-научный центр занимается повышением квалификации преподавателей финского языка…
— В ингерманландские общественные организации пришло новое поколение молодых, — продолжает Александр Иванович. — За эти годы, я надеюсь, мы смогли укрепить самосознание нашего маленького народа. Теперь никто не скрывает свою национальность, а ведь было время, когда об этом боялись говорить. Традиционными стали национальные праздники. У нас есть замечательные национальные хоры и танцевальные коллективы. Может, в этом и состоит возрождение национального самосознания небольшой диаспоры, которая продолжает жить на Северо-Западе?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7340) от 23.01.2023 под заголовком «Суомилайсет, эвримейсет, савакот».
Комментарии