Судьба загадочных трамвайных путей на набережной Обводного канала прояснилась

Их демонтируют после того, как семнадцать лет ими никто не пользовался.

Судьба загадочных трамвайных путей на набережной Обводного канала прояснилась | ФОТО автора

ФОТО автора

Активная борьба с рельсовым транспортом в Петербурге проходила в 1990 – 2000‑х годах. Первый постсоветский демонтаж состоялся на улице Марата: кануло в Лету кольцо, которое включало в себя Стремянную улицу и Дмитровский переулок. В дальнейшем рельсы пропали с Конногвардейского бульвара, частично с Марсова поля, улицы Жуковского, Рижского проспекта, Кирочной улицы, улицы Ленина, Пионерской улицы, Театральной площади и многих других. Статус трамвайных потеряли несколько мостов и два острова — Крестовский и Гутуевский. Неудивительно, что Петербург лишился статуса трамвайной столицы мира, который носил с 1980‑х.

Впрочем, снятие трамвайного движения не приводило к оперативному демонтажу самих рельсов, которые местами лежали еще годами. Скажем, остатки стрелок и пересечений на перекрестке 1‑й Красноармейской улицы, Троицкого и Измайловского проспектов убрали в 2012 году, а аналогичные артефакты на углу Старо-Петергофского и Рижского проспектов — уже во второй половине 2010‑х. В обоих случаях пришлось ждать капитального ремонта дороги.

Почти массовый демонтаж подобных фрагментов был проведен в 2017 году, когда ушли в историю остатки рельсов на трамвайном кольце и заезде на фабрику «Красное знамя» (в советское время в городе были не только пассажирские, но и грузовые трамвайные перевозки) на Пионерской улице, пути на Ново-Никольском мосту через канал Грибоедова и в Дегтярном переулке.

Но, пожалуй, самая долгая история приключилась с участком трамвайной линии на южной набережной Обводного канала от Царскосельского железнодорожного моста до Лиговского проспекта. Вагоны перестали бегать между Лиговским и Старо-Петергофским еще в 2006 году, в 2009‑м начали разбирать пути, но не на всем протяжении закрытого отрезка, а только от Старо-Петергофского проспекта до Царскосельского моста. Дело в том, что последующий участок был незадолго до того отремонтирован.

Очередной ремонт проезжей ­части набережной Обводного канала состоялся в 2013 году. Горожане, однако, заметили, что асфальт поменяли, а рельсы не тронули. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры тогда сообщили почти сенсационную новость: пути оставили по просьбе ГУП «Горэлектротранс», которое уверяло, что в 2016 – 2017 годах на Обводном канале планируется восстановление трамвайного движения, хотя уже тогда идея выглядела утопией.

С момента ремонта прошло ровно десять лет, а никаких трамваев на Обводном, разумеется, не пустили. В «Горэлектротрансе» планов по возобновлению в этом месте движения тоже не строят, лишь подтверждают, что сейчас этот «неэксплуатируемый участок отрезан от городской маршрутной сети трамвая» и что «демонтаж трамвайных путей возможно выполнить только в рамках ремонта дорожного покрытия проезжей части набережной Обводного канала».

Адресная программа ремонта улиц сформирована на 2023 – 2025 годы. Обводного канала в ней пока нет, и только если очередь дойдет до него, будет выделено финансирование на то, чтобы демонтировать эти курьезные тупиковые рельсы.


#трамваи #рельсы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7509) от 26.09.2023 под заголовком «Трамвай зашел в тупик».


Комментарии