Студенты исследуют дачу Ридингера в Репино
Волонтерский кампус по изучению памятника деревянной архитектуры «Дача Ивана Крючкова» (известной также как дача Ридингера) открылся в Репине. В течение месяца состоятся три недельные смены по 10 участников в каждой.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Год назад на даче состоялось несколько волонтерских субботников, организованных просветительским проектом «Открытый город». В 2020-м кампус, который организован петербургским отделением ВООПИиК, поддержан федеральным проектом «Культура». Как рассказал заместитель председателя петербургского отделения этой организации Антон Иванов, открытие кампуса собиралась посетить живущая в Финляндии потомок владельцев дачи. Она хранит ключик от дверного замка, которым в 1939 году ее предки закрыли дом. Но карантин помешал.
Впрочем, без гостей дача не осталась, и тоже из-за карантина. В эти же дни в Репине проводилась всероссийская встреча руководителей региональных отделений ВООПИиК, перенесенная с весны.
Важная особенность кампуса – все его участники являются студентами второго курса СПбГАСУ, которые выбрали профессию архитектора-реставратора. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Надежда Акулова, доцент этого вуза, у ребят появилась редкая возможность, и они с интересом трудятся на реальном объекте.
«У них голова по-другому начинает работать», – говорит Акулова. Спасибо участникам субботников, они почистили территорию дачи, вынесли мусор из помещений. Теперь студенты могут провести комплексное исследование памятника, которое включает обмеры внутри и снаружи, фотофиксацию, визуальное наблюдение, картографирование утрат. На помощь волонтерам пришли геодезисты университета: во время первой смены с помощью лазерного 3D-сканера они создали объемную модель дачи. Теперь она поступит в распоряжение студентов. К новому году, разбившись на группы, они сделают курсовые проекты.
Важно, что волонтерская активность станет курсовиком. Наша газета постоянно сообщает о студенческих архитектурных конкурсах, например, форсайте «Будущий Петербург». Увы, проекты, на которые затрачивается много времени и сил, не могут быть зачтены студентам, так как не входят в учебные планы.
Акулова уточнила, что курсовые могут быть чисто реставрационными, но всячески поощряются уже высказанные намерения студентов подумать о будущем использовании дачи Ивана Крючкова. Дом, расположенный на холме, венчает эффектная башенка с пирамидальной кровлей, он известен по фотографиям первой половины ХХ века. До залива – около сотни метров, дорожка к песчаному берегу идет через дюну, поросшую соснами. Есть где развернуться фантазии студентов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Но – к прозе. Дача была построена в начале ХХ века и является единственным сохранившимся домом того времени на всем северном побережье Финского залива в черте Петербурга. После войны там находился один из корпусов санатория «Репино». Мы заметили на полу в одной из комнат пачку газет 1990 – 1991 годов. Возможно, они принадлежали работникам санатория, которые были последними обитателями дачи.
В 2017 году по инициативе Елены Травиной, исследователя и знатока старой курортной архитектуры, дача Ивана Крючкова объявлена выявленным объектом культурного наследия. Подготовлена историко-культурная экспертиза на ее включение в реестр памятников архитектуры. Сейчас дача передана в безвозмездное пользование ВООПИиК, проведена первичная консервация.
Но всем понятно, что путь к приспособлению под современное использование простым не будет. Строгие охранные ограничения не вызывают энтузиазма у частных инвесторов. Государство свободными средствами не располагает.
При взгляде на покосившийся сруб напрашивался вопрос: может, раскатать дачу по бревнышку, а потом собрать, заменив гнилые? «Не надо только разбирать, – предостерегает Акулова, – сначала необходимо провести полное обследование».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6767) от 21.09.2020 под заголовком «Волонтеры съезжались на дачу».
Комментарии