Строительство на экваторе. Автоматизированная модель Большого Смоленского моста стала экспонатом
Экспозиция известного в Петербурге Музея мостов пополнилась еще одним уникальным экспонатом — автоматизированной моделью Большого Смоленского моста. Это притом что сама переправа через Неву пока только возводится, завершение строительства запланировано на 2027 год. Теперь, не дожидаясь сдачи в эксплуатацию, посетители музея, в том числе студенты-мостовики, могут увидеть, каким будет юбилейный для города — двадцатый — разводной мост. И сравнить с нынешним состоянием строительства переправы, в ходе которого в последние недели достигнут еще один важный этап.
ФОТО Марии ШЕРИХ
— Макет Большого Смоленского прибыл к нам сразу после ПМЭФ-2025, где он был представлен и вызывал большой интерес у участников форума. Что неудивительно, Петербург известен как город мостов, и строительство двадцатого разводного без внимания специалистов, которых было предостаточно на форуме, остаться никак не могло. Отмечу также, что передали макет в наш музей не просто так, а с официальным документом — сертификатом, подписанным учредителями музея и компанией, курирующей строительство. Макет замечателен тем, что наглядно показывает не только сам мост со всеми его узлами и деталями, но и какими будут территории города, примыкающие к переправе как с левого, так и с правого берега Невы, — рассказала нашей газете заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Елена Асташова.
Большой Смоленский мост, конечно, крупное сооружение, но и сам макет тоже не маленький. Он представляет собой два планшета в несколько метров длиной и занимает центральную часть зала Музея мостов, что в Мучном переулке. По сути, это две модели моста: укрупненная выполнена в масштабе 1:200, на ней переправа в действии, вторая — в масштабе 1:500 представлена со всеми подводящими к мосту подъездными путями и в точности передает ландшафт Петербурга вблизи Большого Смоленского, каким он предстанет через два года.
— Вы видите визуализированную привязку к местности, освещение, движение транспорта. Макет современный, действующий вплоть до деталей. Это важно, так как уже в первые дни после того, как макет был смонтирован у нас специалистами мастерской, с которой мы сотрудничаем уже не первый год, к нам пришли преподаватели и студенты Политеха и Университета путей сообщения и провели здесь занятия. Крылья моста разводятся и сводятся, показана интенсивность движения транспорта, в том числе трамваев. Представлены даже варианты подсветки в обычные дни и в праздники. Включаем — и пролеты моста окрашиваются в белый, красный, синий колер, цвета государственного флага России, — демонстрирует возможности макета Елена Асташова.

ФОТО Марии ШЕРИХ
Ждут в музее и строителей переправы, хотя для них важнее видеть будущий мост в чертежах. Тем более что строительство Большого Смоленского по объему выполненных работ уже приближается к экватору, а в привязке к акватории — к руслу Невы. В июле в сооружении переправы завершен важный этап работ, причем именно на русловых опорах — 5‑й и 6‑й, на которых будет монтироваться разводной пролет моста — его крылья.
«На опоре № 5 смонтирована система из четырех гидроцилиндров, необходимых для функционирования разводного пролета сооружения. Вес каждого устройства порядка 6 тонн, поэтому монтаж вели с помощью крана с баржи. Внешний диаметр изделий составляет 700 мм. Они способны выдержать расчетную нагрузку 360 тонн при разводке и 300 тонн при сведении разводного пролета. Работы были проведены силами строителей, а также при поддержке специалистов Обуховского завода, где были изготовлены гидроцилиндры», — сообщили в Дирекции транспортного строительства.
До совершения этой сложной операции строители провели большую подготовительную работу. Заранее на опоре № 5 были забетонированы элементы опорных узлов гидроцилиндров и смонтированы противовесные блоки. Впоследствии они уравновесят пролетное строение и обеспечат эффективное функционирование крыльев моста.
Пятая опора подводит мост к руслу Невы с левого ее берега. Одновременно и с такой же интенсивностью ведутся работы с правого берега. На русловой правобережной опоре № 6, где будут установлены еще четыре гидравлических цилиндра, сейчас ведутся подготовительные работы.
Завершить монтаж гидроцилиндров планируется в третьем квартале этого года, то есть не позднее сентября.
Именно на опорах № 5 и 6 Большого Смоленского будет располагаться двукрылый разводной пролет шириной 60 метров, который обеспечит регулярный пропуск судов. При этом на стапеле Перевозной набережной, что на левом берегу, продолжается сборка металлоконструкций разводного пролета моста. После завершения навигации нынешнего года по Неве планируется при помощи барж переместить разводной пролет со стапеля на пятую и шестую опоры и установить его в проектное положение.
Напомним, будущий разводной мост будет стоять на десяти опорах. Длина Большого Смоленского с подходами составит 1,6 км, а протяженность над Невой, от первой опоры на левом берегу и до десятой на правом, составит 494 метра.
Еще одна новость последних дней — финансовая, и тоже хорошая. На заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию, которое провел вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, обсудили выделение Петербургу дополнительных средств в размере 15 млрд рублей на строительство Большого Смоленского моста в виде казначейских инфраструктурных кредитов.
«Эти средства внесут существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры Петербурга. Реализуется уникальный мегапроект XXI века — с сохранением гармоничного архитектурного ансамбля города. Мост обеспечит транспортное сообщение между левобережной и правобережной частями Невского района. Он даст возможность жителям города строить маршруты в объезд исторического центра Петербурга. Появится альтернативный маршрут с многоуровневыми транспортными развязками», — заявил губернатор города Александр Беглов.
Отметим также: сегодня строительство первого за 40 лет нового разводного моста через Неву идет опережающими темпами. Ежедневно на возведении переправы задействованы более 500 специалистов и 87 единиц строительной техники. В улично-дорожную сеть строящийся мост будет интегрирован за счет трех крупных развязок — на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом. Рабочее движение по мосту планируется запустить в 2027 году. И тогда переправа соединит самые протяженные и загруженные участки набережных между Володарским мостом и мостом Александра Невского.
По расчетам, ввод в строй Большого Смоленского моста упростит передвижение порядка 800 тысячам жителей и гостей Петербурга — автомобилистов, пассажиров общественного транспорта, пешеходов. Переправа будет иметь шесть полос автомобильного, две полосы трамвайного движения, тротуар и велодорожку. Все это прекрасно можно рассмотреть уже сейчас на действующем автоматизированном макете в Музее мостов.
Читайте также:
Цимбалинский обследуют: движение по этому путепроводу закрыто, строительство продолжается
Шагнёт через Неву. Главгосэкспертиза утвердила проект нового разводного моста
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7955) от 24.07.2025 под заголовком «Мост стал экспонатом».





Комментарии