Большой Смоленский на стапеле: разводной пролёт переправы почти готов
В сооружении Большого Смоленского моста завершаются два важных этапа. На стапеле левобережной строительной площадки подходит к концу сборка главного — разводного — пролета переправы. Кроме того, строители забетонировали фундамент всех десяти водных опор сооружения. А это значит, что уже скоро можно будет монтировать непосредственно сам настил моста. Ожидается, что разводной пролет будет установлен над водой уже в нынешнем году.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Укрупнительная сборка металлоконструкций разводного пролета моста близка к завершению, сейчас пролет готов на 95 %, и в ближайшее время мы сборку закончим. Уже в этом году осенью планируется задвижка разводного пролета. Операция будет производиться сплавным способом — конструкцию подведем к русловым опорам на баржах, сверху по течению. Разводной пролет будем монтировать, не дожидаясь, когда основные металлические конструкции подойдут к пятой опоре. То есть сначала монтаж разводного пролета, а потом будет делаться соединение его с берегом, — рассказал нашей газете начальник участка Дмитрий Васильев, возглавляющий сооружение левобережной части переправы.
При этом он отметил: хотя сооружение моста ведется с двух берегов, всю разводную часть переправы будет монтировать его участок. Что же касается опор моста, то самая сложная часть работы — бетонирование фундаментов — закончена на всех водных опорах. На части из них ведется обустройство надстройки. На пятой русловой опоре сейчас устанавливают колонны, на которых будет монтироваться разводной пролет.
— Пятая и шестая опоры, по сути, представляют собой некие большие здания. В них будут размещаться механизмы, поднимающие крылья моста, а значит, необходимо предусмотреть помещения для их установки, а также блоки для обслуживающего персонала. Кстати, гидроцилиндры и все остальные узлы разводных механизмов уже доставлены в строительный городок, — пояснил начальник участка.
Работы в акватории Невы — только одна часть реализации проекта. Протяженность Большого Смоленского — 1,6 км, общая длина вместе с развязками составит 4,7 километра. И работы активно ведутся по всему фронту. Напомним, в феврале этого года на правом берегу специалисты смонтировали пролет над проезжей частью Октябрьской набережной. За четыре ночи с помощью кранов были установлены четыре металлические балки, каждая — 35 метров в длину и весит 81 тонну. Вплотную строители подошли и к проспекту Обуховской Обороны на левом берегу Невы.
— На днях забетонировали преднапряженный пролет, который соединит мост с будущей развязкой над проспектом Обуховской Обороны. У этого пролета особая технология. Монолитные бетонные блоки пронизаны высокопрочной стальной арматурой в виде струн, пропущенных в теле блоков. Эти струны будут принимать на себя основную нагрузку. На Большом Смоленском проспекте, вблизи проспекта Обуховской Обороны, возводятся опоры, бетонируются фундаменты, обустраиваются регеля. Скоро поступят металлоконструкции для путепровода, который станем возводить над проспектом Обуховской Обороны, — сообщил Дмитрий Васильев.
Для прокладки подъездных путей будут расселены дома № 48 и 54 – 56 с четной стороны проспекта Обуховской Обороны и № 69 – 71 с нечетной. Кроме того, под снос пойдет бывшая ветеринарная клиника, дом № 64, она уже давно не работает. Там будет проложен еще один выезд с набережной на проспект — параллельно Общественному переулку. Расселением жильцов занимается город, к сентябрю, в крайнем случае к концу года, все эти здания должны быть подготовлены к сносу.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Работы на Большом Смоленском проспекте по обустройству подъездов к будущему путепроводу над проспектом Обуховской Обороны и к самому мосту также ведутся полным ходом. Как сообщают в Дирекции транспортного строительства, ежедневно на сооружении масштабного объекта задействованы более 500 специалистов и порядка 90 единиц строительной техники. Общая готовность всех пролетных строений оценивается в 35 %.
Разводное пролетное строение моста будет состоять из цельносварных арочных конструкций коробчатого сечения, что сделает его визуально легким и воздушным. На переправе будет шесть полос автомобильного и две трамвайного движения, тротуары и велодорожка.
Мост в створе Большого Смоленского проспекта — первый разводной, который возводится через Неву за последние 40 лет. Благодаря этой переправе будут соединены левый и правый берега Невы на самом протяженном ее участке без мостов в черте города — между Володарским и мостом Александра Невского.
В улично-дорожную сеть переправа будет интегрирована за счет трех крупных развязок: на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом.
Большой Смоленский не единственный мост через Неву, который планируют построить в Северной столице в ближайшие годы. Как отметил в ежегодном отчете о работе правительства Петербурга за 2024 год губернатор Александр Беглов, ключевой объект транспортного каркаса города — широтная магистраль скоростного движения. В декабре минувшего года был завершен ее первый этап, открыта Витебская развязка. На строительство следующих этапов уже подписано концессионное соглашение. В нынешнем году начнется строительство разводного моста через Неву в составе широтной магистрали — в створе Зольной и Фаянсовой улиц.
Следующий на очереди — Арсенальный мост, который свяжет Арсенальную улицу с продолжением Таврической улицы с выходом на Полюстровский проспект. Планируется, что мост также будет иметь выходы на Суворовский проспект и к площади Мужества через Политехническую улицу. Арсенальный мост и подъезды к переправе войдут в состав новой трассы М7. Ее хотят проложить от Полюстровского проспекта до Выборгского шоссе вдоль железнодорожных путей Выборгского направления, с ответвлением от этой трассы вдоль Ольгинской дороги на Парнасе.
Еще один мост — в составе второй Кольцевой автодороги в городе Отрадном. Эта автомобильная переправа соединит берега на большом промежутке Невы. Между Ладожским мостом в Кировске и вантовым в Петербурге почти 40 километров, и на всем этом участке протяжения Невы нет мостов через нее.
Пока же ждем открытия Большого Смоленского моста. Работы ведутся с опережением графика. Если раньше планировали запустить движение по переправе осенью 2029‑го, то сейчас сроки ее сдачи в эксплуатацию обозначают даже 2027 годом. По расчетам, новый мост упростит передвижение для 800 тысяч человек — автомобилистов, пассажиров общественного транспорта и пешеходов.
Читайте также:
Набережной Макарова добавят недостающий участок с мостом через реку Смоленку
С острова на остров: Большой Смоленский мост строится, Ново-Адмиралтейский в перспективе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7912) от 22.05.2025 под заголовком «Большой Смоленский на стапеле».
Комментарии