2Vtzqv4Hz9U

Строительной отрасли Петербурга не хватает около 30 тысяч работников

Каныбек еще весной приехал в Петербург из Киргизии, чтобы трудиться на стройке, как уже трудился три года назад. Мечтает за несколько лет заработать на собственный дом в пригороде Оша. Несмотря на молодость (ему 23 года), Каныбек – отец троих детей, ожидается четвертый. Однако сейчас парень ничего не строит, а целыми днями – бывает, по 12 – 14 часов кряду – крутит педали старенького велосипеда, разъезжая по Центральному району с ярким коробом за спиной. Работает курьером – доставляет людям еду.

Строительной отрасли Петербурга не хватает около 30 тысяч работников | В декабре 2020 года спрос на сотрудников доставки на рынке труда Петербурга вырос в 2,8 раза по сравнению с концом 2019-го, в январе 2021-го – в 4,8 раза, а минувшим летом – в 3,5 раза. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В декабре 2020 года спрос на сотрудников доставки на рынке труда Петербурга вырос в 2,8 раза по сравнению с концом 2019-го, в январе 2021-го – в 4,8 раза, а минувшим летом – в 3,5 раза. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На вопрос, почему поменял «профессию», Каныбек отвечает:

Так профессии-то у меня нет... Собирался устроиться вместе с одним знакомым таджиком на стройку разнорабочим, раньше там люди зарабатывали тысяч по 40 – 50, было вроде нормально. А сейчас? Да я за билет на самолет до Петербурга отдал больше! Хорошо, ребята из диаспоры подсказали: зачем тебе на объекте ломаться да тяжести таскать, иди в доставку. Там и груз полегче, и ездить по красивому городу приятно, и заработать сможешь больше, если постараешься. Так и оказалось – в хороший месяц я по 70 тысяч и больше получаю. Правда, в последние недели стало тяжело по снегу и льду ездить, скорость сильно снизилась, меньше заказов доставить успеваю... А тот друг-таджик так и пошел на стройку. У него в патенте записано, что он отделочник, вот он и не рискнул никуда переходить. Он мне даже завидует – тому, что Киргизия входит в ЕАЭС, и мне никакого патента на нужно.

О нехватке рабочей силы, сложившейся после 2020 года, заявляли около 40% российских компаний. В Петербурге рынок труда, по некоторым оценкам, потерял полмиллиона человек.

На стройках города до пандемии трудились около 100 тысяч мигрантов. В 2020-м треть из них уехали на родину и не вернулись. По данным экспертов, городской строительной отрасли сегодня не хватает около 30 тысяч работников. Это общие потери, касающиеся и официально трудившихся, и неоформленных иностранцев, а также внутренних мигрантов.

Руководители российской строительной отрасли и ряда крупных компаний сначала заявили, что у них 50-процентный дефицит кадров, что им не хватает как минимум 3 миллионов мигрантов, а стало быть, нужно срочно открывать въезд в страну для иностранцев и даже организовывать чартерные поезда. Без этого, мол, не обойтись, стройки встанут, работать на них будет некому да и не на что станет строить – цены на недвижимость взлетят до небес.

Противники массового привлечения рабсилы из-за рубежа паниковать отказывались, полагая, что бизнес просто не хочет перестраивать свою работу и с дешевых чужих рабочих рук переходить на отечественные – подороже. И что исход иностранных трудовых мигрантов из России только оздоровит рынок труда и в конечном итоге будет полезен местному населению.

К чему это привело? Соискателей стало значительно меньше, чем вакансий. Вакансии прилично «подорожали». В строительной отрасли средний уровень зарплат рабочих летом приблизился к доходам инженеров, чего не было со времен СССР. По данным Росстата, средняя зарплата строителя достигла 44,7 тыс. рублей (еще пару лет назад она была на уровне 38,5 тысячи). Правда, цены на жилье и ремонтные работы взлетели, но, заметим, гораздо раньше, чем предрекалось...

При этом вернувшиеся в страну мигранты массово идут почему-то не строить, а в доставку или в грузчики.

«Зарплатные ожидания трудовых мигрантов теперь очень мало отличаются от ожиданий наших граждан, особенно из регионов Российской Федерации, – объяснил в ходе недавнего брифинга председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. – Предлагаемая зарплата 50 тысяч рублей в месяц больше не производит никакого впечатления на иностранцев. Заинтересовать могут предложения о трудоустройстве начиная от 80 тысяч».

И вот странность: чиновники и предприниматели (в первую очередь столичные), так много говорившие о невозможности обойтись без труда мигрантов и о неизбежности коллапса в отрасли, вдруг стали высказываться противоположно: иностранная рабсила вредна и нужно от этой практики как-то уходить. Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение уменьшить количество трудовых мигрантов на столичных стройках, подчеркнув: зарплату 120 – 150 тысяч рублей должны получать работающие там москвичи (правда, откуда взялись такие оклады, поняли немногие). Глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин также заявил, что каждый российский регион должен быть готов строить без мигрантов...

На вопрос, сможет ли Петербург полностью отказаться от иностранных рабочих, Дмитрий Чернейко ответил осторожно, подчеркнув: очень многое зависит от операторов этой рабочей силы, девелоперов и их подрядчиков. «В целом, думаю, тенденция, которую сейчас задает Москва, пойдет – это видно из всех диалогов, – сказал Чернейко. – Но это не произойдет быстро». И пояснил: «Нам нужно максимально повышать заработную плату. Петербург это делает, здесь мы впервые обогнали Москву. Это означает, что мы взяли курс на увеличение доходов нашего населения, чтобы у нас жители города получали высокую зарплату».

При этом чиновник отметил, что ключевым моментом будет не простое замещение иностранных граждан жителями российских регионов и петербуржцами. «Сейчас у нас не просто не хватает мигрантов, а вообще в России не хватает людей, чтобы обеспечить стройки. Любой новый проект, например, Усть-Луга, требует колоссального количества рабочих рук. Варианты: либо люди уходят с действующих строительных объектов и переходят на новые, либо там и там начинают применяться новые технологии, повышаются производительность труда и выработка. Иных вариантов нет. Рынок труда стал другим, и это навсегда», – считает Чернейко.

По мере того как в строительстве начнут применяться новые технологии, приемы и изменятся подходы к кадровому проектированию, будет уменьшаться и число работающих в этой сфере, а выработка на одного человека – увеличиваться. «Это не решить просто привозом иностранных трудовых мигрантов. Базовая тенденция – новые технологии, высокопроизводительные рабочие места. Другого варианта уже не будет. У нас нет такого количества людей – ни в стране, ни за рубежом», – констатировал глава профильного комитета Смольного.

По оценке экспертов отрасли, объемы строительства в России сейчас нужно наращивать примерно в полтора раза. При этом производительность труда всю последнюю пятилетку только падала...

И кто придет на стройку завтра? Кто заменит Каныбека?


#мигранты #работа #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Кто заменит Каныбека?».


Комментарии