Строители и воины. Как башкиры поселились в Петербурге
Существовавшая до 1927 года Уфимская улица на Петроградской стороне возродилась через восемьдесят лет. Случилось это в год 450‑летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Тогдашний президент Башкирии М. Рахимов назвал это « стремлением петербуржцев и жителей Башкирии к укреплению исторически сложившихся контактов ». Ведь башкиры имеют прямое отношение к городу на Неве с первых дней его существования.
ФОТО Pixabay
Около 4 тысяч отчаянных башкирских всадников воевали в Северной войне со шведами, возвращали исконно русские земли для будущего города. Башкирские воины участвовали также в походах на Эстляндию, Лифляндию и в позднейших войнах со Швецией.
В первые десятилетия существования Петербурга башкиры вместе с татарами строили город. Работным людям разрешалось селиться в столице, и часть башкир стали петербуржцами.
Во время правления Анны Иоанновны начальник Кронштадтского гарнизона, чтобы брать башкир на службу во флот, просил Синод в 1737 г. разрешить крестить мусульман. Хотя в массовом порядке этого так и не произошло, крещеные башкиры служили во флоте.
В 1780—1790 гг. Россия воевала на юге с турками, на севере — со шведами. В российскую армию были направлены четыре пятисотенных башкирских полка. В 1792 г. отличившимся башкирам вручали серебряные медали «За службу и храбрость».
Жизнь и деятельность башкира из Пермского края — рудопромышленника Исмагила Тасимова — не связана с воинской службой : он вошел в историю Петербурга, выражаясь современным языком, как первый башкирский инвестор. Его имя неразрывно связано с горным кадетским корпусом в Петербурге, ныне — Санкт-Петербургский государственный горный институт.
Приятно изумил безграмотный башкир.
Он подал от своих товарищей прошение
В России учредить такое заведение,
Чтоб рудокопам — им, безграмотным, как сам,
Давать указчиков по рудным их делам .
Эти стихи в 1873 г. на праздновании 100‑летнего юбилея Горного института сложил его выпускник П. Алексеев. Академик Д. Соколов в фундаментальном труде «Историческое и статическое описание горного кадетского корпуса » (1830 г.) писал: «Кто бы поверил, что полудикий башкирец из дымного аула своего положил первый камень в основание Горного корпуса». Сенат докладывал Екатерине II: «Башкирцы Исмагилъ Тасимов съ товарищи просят Берг-Коллегию ( министерство горного дела ): …дабы промысел сей усовершенствовать, а горную экономию упрочить, о заведении офицерской школы … Чтобы начальники заводов и надзиратели их трудов и промысла были знающие люди. От умного сведущего охотнее слушать наставления, нежели от глупого невежи…».
Башкирцы жертвовали на содержание предлагаемых ими школ по полуполушке с пуда руд своих. Казалось бы, четверть копейки — такая малость … Но она превратилась в настоящий медный дождь, долгие годы питавший горное образование в России, обеспечивший его рождение и становление. По расчетам Берг-коллегии, Исмагил Тасимов с товарищами выплатил около 61 тыс. рублей. И лишь через 20 лет после учреждения училища Сенат перевел его на казенное содержание.
Кстати, современные историки развенчали миф о «безграмотном дикаре». Первый башкирский инвестор Петербурга был образованным, уважаемым и известным человеком своего времени. Он родился в деревне Куяново Мул-Шайнинской волости, ныне Пермского края, был башкирским старшиной. Больше половины мужского населения деревни занимались поиском руды, это был центр рудопромышленности всего Среднего Урала. Самыми преуспевающими были Тасим Маметев и его сыновья Исмагил и Мухаметрахим. Западные башкиры одними из первых получили царскую грамоту на владение землей. Рядом с Куяновом были построены Юговские медеплавильные заводы. Но в 1757 г. предприятия были переданы графу Ивану Чернышеву, и он стал грабить башкир, отобрал рудники и не платил за добытую руду. Куяновцы выдвинули Исмагила защищать их права. Тасимов подал на графа в суд. Тяжба длилась 13 лет. Тасимов обратился с челобитной к Екатерине II. В 1770 г. государыня повелела удовлетворить требования просителей.
В 2007 г. в стенах Горного института появилась памятная доска Исмагилу Тасимову. В институте и поныне учатся немало земляков знаменитого рудопромышленника.
Сейчас в Северной столице проживают более 3 тысяч башкир ( по данным переписи 2010 г.). Они представлены разными родами. До сих пор многие из них сохранили родовые знаки — тамгу, свое дерево, птицу и даже боевой клич.
Семь самых многочисленных башкирских родов сыграли важную объединительную роль в формировании этой народности в XV—XVI вв., а также в подписании договора о добровольном вхождении башкирских племен в состав России в 1557 году.
О превращении различных родов в единый народ рассказывает башкирская легенда. Жили в турецких ( тюркских ) землях четыре брата. Однажды старший брат увидел во сне старца, который велел братьям идти на восток за волком. С братьями пошли и трое их сыновей. Отправились они волка искать. А тот уж впереди бежит. В краю, где остановился волк, братья выбрали земли и стали там жить. Себя они назвали башкорттар ( тар — народ, корт — волк, баш — голова ). Символом объединения народа стал цветок курая с семью соцветиями, растущими из одного ствола. Из него изготавливают народный инструмент курай с неповторимым мощным и хрипловатым голосом.
Рассказывает Люция Буканова , более 30 лет руководившая башкирским фольклорным ансамблем «Ирандек»: «Когда мы организовались в общество в 1990‑х годах, то решили найти в городе кураиста. Это оказалось нелегко. Но сегодня у нас есть замечательные кураисты. Мы выступаем на городских праздниках Курбан-байрам, Сабантуй, которые петербургские башкиры отмечают вместе с татарами. Но у нас есть и особый, свой молодой праздник. Он учрежден в Башкирии в 2006 году. Это Шежере-байрам. Мы ищем и собираем историю своего происхождения и записываем главные события в шежере (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов — Прим. ред.). Раньше это передавалось из уст в уста. Хотя сегодня и наблюдается ослабление родоплеменных связей, они не исчезли у башкир».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Медный дождь Исмагила Тасимова».
Комментарии