Страховщики выбрали посветлее. Где найти Средневековье в петербургском строительстве

В 1910 году Первое российское страховое общество решило с максимальной выгодой застроить свой обширный участок на Каменноостровском пр., 26 - 28. В то время были популярны архитектурные конкурсы, позволявшие заказчикам-домовладельцам выбрать лучший проект, и страховое общество не стало изобретать велосипед. Конкурс был проведен, и он дал самые разнообразные варианты планировки и художественного оформления задуманного здесь доходного дома.

Страховщики выбрали посветлее. Где найти Средневековье в петербургском строительстве | Конкурсный проект Красковского, Белогруда, Гонцкевича - альманах «Зодчий», 1911 г.

Конкурсный проект Красковского, Белогруда, Гонцкевича - альманах «Зодчий», 1911 г.

Дом изначально планировался как жилой. В условиях конкурса специально указывалось, что проектирование в нижнем ярусе торговых помещений «нежелательно», потому что «первый этаж, как и все остальные, предназначается под квартиры». Участникам конкурса предписывалось уделить повышенное внимание удобной планировке жилого комплекса, «сообразуясь с современными требованиями гигиены».

Без обиняков указывалось, что въезд в большой парадный двор с проспекта должен быть открытым, устройство арки не допускалось. Традиционные для Петербурга прежних лет замкнутые дворы теперь были не в чести. Будем справедливы: еще на излете XIX века петербургские зодчие стремились насытить дворовые пространства светом и воздухом, увеличивая размеры дворов и высоту въездных арок. Яркие примеры - дома, построенные архитектором П. Ю. Сюзором на ул. Пестеля, 13 - 15, и Кирочной ул., 32 - 34.

Здесь въездные арки протянулись на высоту четырех этажей - словно для того, чтобы дать свободный проход великану-Гулливеру. Но когда XX век вступил в свои права, арки в обширных домах-комплексах считались дурным тоном, анахронизмом - теперь уличное пространство должно было плавно, незаметно перетекать во двор, превращавшийся в своего рода внутриквартальную улицу, а то и площадь.

Вот и участники конкурса по Каменноостровскому участку постарались на славу: удачно распланировали квартиры, спроектировали обширные светлые дворы разной конфигурации - прямоугольные, в форме креста, в виде сложных геометрических фигур. Не менее разнообразными были и фасадные решения. Завоевавшие первую премию архитекторы Н. В. Васильев и А. И. Дмитриев предложили яркую экспрессивную композицию в духе северного модерна, оказавшийся на втором месте А. Л. Лишневский приблизил композицию фасадов к так называемому астилярному (лишенному колонн - стилосов) классицизму. Были проекты, насыщенные декоративными элементами из арсенала барокко, ренессанса, ампира.

Среди всех проектов необычным сурово-средневековым обликом выделяется работа трио соавторов - С. Ю. Красковского, А. Е. Белогруда, Е. И. Гонцкевича. Их проект, выставленный под девизом «Две башни», не получил высокой оценки: «Фасад в английском стиле скучен и не характерен для доходного дома». Акцентами фасада служат мощные зубчатые башни - прямоугольные и многогранные. Они прорезаны редкими окнами, что усиливает иллюзию фортификационного сооружения. Возникает ощущение, что сейчас за зубцами парапета покажутся лучники и арбалетчики, которые начнут обстрел непрошеных гостей... Полновесная иллюстрация выражения «Мой дом - моя крепость», которое с учетом коммерческого предназначения здания можно было бы дополнить: «Кому хочу - тому и сдаю». Детали фасадов отсылают к английской готике XVI века - к эпохе королей из династии Тюдоров.

«Крепость» для страхового общества построена не была, но в 1913 - 1915 гг. благодаря архитектору А. Е. Белогруду подобный средневеково-романтический облик приобрел знаменитый петербургский дом с башнями, выгодно расположенный на площади Льва Толстого и видный издалека. Тема граненых башен по сторонам входной арки явно навеяна английской готикой. Возможный прототип - Сент-Джеймский дворец в Лондоне, резиденция короля Генриха VIII Тюдора. В 1914 - 1915 гг. похожую двубашенную композицию создал архитектор С. Г. Гингер в другом петербургском доходном доме (Большой Казачий пер., 4).

Похоже, в наши дни явственно обозначенные фортификационные мотивы в петербургском жилищном строительстве вновь в моде. Заканчивается возведение 13-этажного жилого комплекса, расположенного в поселке Мурино. Его корпуса свободно раскинуты в пространстве наподобие ответвлений крепостной стены. На рекламном сайте отмечается, что «архитектура комплекса напоминает полуразрушенную крепость». Угловые скругленные части здания завершены имитацией крепостных зубцов - возникает образ неприступных башен-фортов.

В Пушкине (Кузьминское шоссе, 66) трехэтажные заводские корпуса приспособили под гостиницу, расцветив промышленную архитектуру зубчатыми башенками с шатровыми завершениями. В итоге перестроенное здание напоминает протяженную крепостную стену. Романтическое, загадочное, суровое Средневековье вновь набирает обороты в петербургском строительстве...

Главное - не перегнуть палку, а то жилец или клерк такой псевдокрепости и правда забудется, решив, что брошен по приказу монарха в казематы древней твердыни до конца своих дней.

#архитектура #строительство #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6330) от 27.11.2018 под заголовком «Страховщики выбрали посветлее».


Комментарии