Страховка от кипятка. Тепловые компании хотят избежать эксцессов с трубами
С некоторых пор (тому уж пара-тройка лет) ГУП «ТЭК» и иным тепловым компаниям надоело быть крайними, когда случаются различные эксцессы с трубами, по которым течет горячий теплоноситель. «Машины провалились в яму с кипятком», «двор заволокло обжигающим паром», «горячий гейзер забил на детской площадке»... Обычные цитаты из СМИ. У одних от такого волосы встают дыбом, у других – скулы сводит от негодования. Понятное дело: первые – это испуганные горожане, вторые – работники тепловых компаний, которые не перестают восклицать: «Какого черта вы оставили машину прямо на горячей трубе?».
Фото Максима Муратова/Интерпресс
Тепловики начали (и небезуспешно) защищать себя от рисков юридическими методами. Одним из первых шагов стало заключение договора страхования на случай повреждения автомобилей горячим теплоносителем. С недавних пор тот же ТЭК, объявляя очередные испытания системы теплоснабжения, как бы между прочим (меленьким шрифтом) сообщает, что, мол, все риски застрахованы.
Однако автолюбителям не стоит обольщаться. Теперь, когда все переговоры с пострадавшими отданы на откуп страховщикам, им придется приложить гигантские усилия, чтобы доказать свое право на возмещение вреда, причиненного имуществу. И чаще всего у страховой компании найдутся сильные аргументы в пользу того, что «вы сами во всем виноваты – оставили машину там, где этого делать нельзя. В охранной зоне тепловой сети». Стало быть, тепловая компания ни при чем, сами решайте, где и за сколько будете ремонтировать свою машину.
Так же жестко ТЭК намерен относиться отныне к управляющим компаниям и муниципалитетам, которые отвечают за благоустройство дворов. В данном случае речь идет о расположении детских площадок. Их запрещено устраивать в зоне охраны горячей трубы. Как правило, размещая игровое оборудование, МО направляют в ресурсоснабжающие компании обращение с просьбой дать заключение: можно или нельзя сделать это в таком-то месте. И получают ответ: да – можно или нет – нельзя.
Однако все же нередки случаи, когда площадки ставят без всяких согласований куда придется. Сейчас у ТЭК на примете более двух десятков адресов, с которых нельзя спускать глаз. Один из них: Дибуновская ул., 50.
Дом огромен. Занимает почти квартал между Дибуновской и улицей Савушкина. Построен примерно 15 лет назад. Надо отметить, застройщик постарался максимально использовать отданный ему участок земли, возвел здание сложной конфигурации, которое сверху немного напоминает букву «Р». Есть практически замкнутый двор-колодец, есть проезд вдоль фасада, узкое место для парковки. А вот для детской площадки места не нашлось вообще. Парочку скромных (точнее, нищенских) «лазалок» и песочницу воткнули между трансформаторной будкой и оградой участка соседнего здания. И прямо над горячей трубой.
Почти три года назад инспекция ГУП «ТЭК» выдала предписание местной управляющей компании ООО «УК «Развитие недвижимости» вынести площадку из опасной зоны. Предписание повторили через год. И еще через год... По большому счету УК понять можно: а куда переносить-то? Но ведь такое понимание хорошо лишь до первого ЧП.
В нынешнем году компания не стала дублировать предписание, а сразу направила иск в суд. Решение состоялось: суд обязал управляющую организацию убрать площадку из охранной зоны. И если УК не сделает этого сама, к дому придут судебные приставы. А уж специалисты ГУП «ТЭК» за этим проследят.
«Противоплощадочная» судебная практика в Петербурге уже начала складываться. Так, первый процесс касался судьбы площадки во дворе дома 32, корпус 3, по Заневскому проспекту. Это ТСЖ «Оккервиль ЛСТ». Надо признать, подобное сооружение сделало бы честь любому дому: не только горки, теннисные столы, качалки и «лазалки», но и площадочка для выгула собак с контейнерами для экскрементов. Все аккуратно, чисто и красиво. Но не там, где нужно. Игровое оборудование установлено в непосредственной близости от тепловой камеры. А собачьи контейнеры прямо на ней. Люки расположены в полутора метрах от пластиковой горки.
Этот адрес «всплыл» в документах ГУП «ТЭК» в 2018 году: рядом с площадкой обнаружился дефект теплосети. Оперативная бригада не сразу смогла пробраться к месту аварии. Пострадали не только граждане, оставшиеся на лишние часы без тепла, но и сама тепловая компания, которая обязана пересчитать платежи за тепло в случаях, если не укладывается в нормативные сроки ремонта. ТЭК пошел судиться: требовал убрать площадку из охранной зоны.
Арбитражный суд поддержал его. Обоснование юридической позиции заняло примерно четыре страницы убористым шрифтом. Если сжато, то его содержание таково: кто бы ни владел земельным участком, ему придется учитывать особенности его использования.
Как это должно выглядеть на практике? На этот вопрос подробно отвечает приказ Минстроя России от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей». Там сказано, что независимо от диаметра тепловой трассы на всем ее протяжении на расстоянии трех метров по обе ее стороны нельзя... да, почти ничего нельзя. А именно: строить капитальные и временные сооружения, размещать автозаправки, хранилища горючего или агрессивных химматериалов, крупногабаритных предметов. Нельзя ставить заборы, спортивное и игровое оборудование, остановки. Нельзя организовывать рынки, парковки, стоянки, гаражи, сады-огороды... Тем более нельзя устраивать свалки, разжигать костры, производить работы ударными механизмами.
Ответчик-ТСЖ в суд не явился, но прислал отзыв на иск. В нем говорилось, что ГУП «ТЭК» не зарегистрировало охранную зону, что нет никакого упоминания о ней в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН). Заявил также, что территория двора – это общие владения собственников дома, и напомнил, что еще в 2017 году предложил тепловой компании... убрать тепловые сети с его земли. Надо отметить, что на то требование ГУП «ТЭК» ответило весьма миролюбиво: разъяснило, что изменение трассы трубы невозможно, поскольку этому мешают проходящие рядом высоковольтные кабельные линии.
На замечания ТСЖ истец, а затем и суд ответили, что для формирования охранной зоны вовсе не обязательно заносить данные в ЕГРН, что достаточно оформить акт или принять соответствующее решение на уровне исполнительного органа госвласти. В отношении двора на Заневском, 32, такой акт как раз был. Его составили сами специалисты ГУП «ТЭК».
Возможно, в будущем правила изменятся и акта будет уже недостаточно. Но пока они такие, какие есть: у собственников земли и игрового оборудования нет права использовать охранную зону для устройства площадки без разрешения тепловой компании.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (6875) от 04.03.2021 под заголовком «Труба подстраховалась».
Комментарии