Столица фонтанов. ГМЗ «Петергоф» открыл летний сезон

Солнечным субботним утром под звуки глиэровского «Гимна Великому городу» знаменитый фонтан «Самсон» выпустил мощную струю воды на высоту 21 метр. В ГМЗ «Петергоф» открылся летний сезон. Он будет посвящен 350‑летию Петра Великого, который придумал и создал столицу фонтанов. Теперь фонтаны называют душой Петергофа.

Столица фонтанов. ГМЗ «Петергоф» открыл летний сезон | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В большой толпе зрителей, собравшихся у Большого каскада, я обратил внимание на две молодые пары, которые не стали делать привычные селфи, а внимательно наблюдали игру воды на фоне золоченых статуй и Большого дворца. Ирина и Роман живут в Самаре, в Петергоф они приехали в третий раз. В этом году — специально на открытие сезона. Они живут рядом с музеем-заповедником, и прийти на открытие сезона фонтанов для них — обязательный весенний ритуал, зарядка красотой и вечными ценностями в наше сложное время.

Как рассказал Андрей Бирюков, начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений ГМЗ «Петергоф», в этом году, несмотря на большое количество снега и льда, подготовка к пуску фонтанов прошла по обычному графику. Весь зимний сезон специалисты занимались ремонтом шлюзов, водозапорной системы, фонтанных труб и насадок. По территории Нижнего парка проходит около 60 км труб. Они питают 150 фонтанов, которые расходуют 900 литров воды в секунду, или около 36 тысяч «кубов» за один рабочий день. Например, один из самых красивых фонтанов Петергофа «Пирамида» расходует 52 литра воды в секунду.

Трубы, питающие фонтаны, на 80 процентов произведены в ХХ веке. Но сохранились и старые чугунные с вкладышами из бычьей кожи и свинцовым уплотнением. Мастера стараются продлить срок их службы. Бирюков напомнил, что в Петергофе не используется ни одного насоса. Фонтаны питаются естественным напором воды: «Природа создала на Ропшинских высотах ключи и перепад высот, а человек собрал воду в водоемы и направил в нужное русло».

По случаю открытия сезона журналистам показали невидимую в парках часть этого хозяйства. Там трудятся фонтанные мастера. «Под восток пойдем», — говорит Александр Корсаков, один из таких мастеров. Мы входим в Грот, поворачиваем налево, несколько ступенек вниз, и начинается наклонный тоннель с трубами. Он расположен под восточной лестницей Большого каскада. Корсаков поясняет, что основная подающая труба окрашена в зеленый цвет. Для каждой отводящей трубы, которая питает один фонтан, сделана своя задвижка. Ее «штурвал» можно поворачивать, регулируя высоту водной струи. Задача фонтанного мастера в течение смены — с десяти утра до восьми вечера поддерживать высоту струи на определенном уровне, проводя небольшую регулировку. Поскольку вода, питающая фонтаны, не из водопровода, в ней может оказаться мелкая органика. Тогда надо чуть добавить напор.

Фонтаны2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ручная регулировка фонтанов, придуманная в петровские времена, трудоемка, зато проста и надежна. На вопрос, почему не поставить автоматику, регулирующую напор воды, Корсаков объясняет: электронные системы рассчитаны на постоянную чистоту воды. А от Ропши до Петергофа — около 30 км открытых водоводов.

Во время праздников работа мастеров усложняется. Надо регулировать фонтаны синхронно с музыкой, фейерверками и световым дизайном. Причем если Самсон, который питается отдельной большой трубой и потребляет 70 литров воды в секунду, реагирует практически мгновенно, то задержки фонтанов Морской аллеи составляют от 45 секунд до нескольких минут. «Наша задача — добиваться синхронности. Все делают руки, глаз и опыт, — говорит Александр Корсаков. И уточняет: — Мастерству фонтанщика долго учатся. Кроме профессиональных навыков надо привыкнуть к низким сводам, наклонным поверхностям». Корсаков десять лет в Петергофе. Три года учился, работая сезонником, потом стал фонтанным мастером. Теперь он — начальник смены, работает «два через два» (два дня вахта — два выходных).

После этого вопрос, нравится ли вам ваша работа, выглядел бы не­уместным. Но у меня появились два других — про небольшие сталактиты, свисающие с потолка, и про канистры, аккуратно расставленные в углу подземного помещения. «Сталактиты — это нормально, ведь некоторым частям кладки Грота более трехсот лет. Что касается канистр, то это хозяйство команды реставраторов, которая, также ежедневно, следит за золочеными скульптурами», — ответил Корсаков. Кстати, за террасами и мраморными скульптурами приглядывают сами фонтанные мастера.

Поднимаемся наверх, чтобы посмотреть Музей фонтанного дела, расположенный в Большом дворце. Там нас встретил Сергей Бондарев, хранитель музея. Он показал деревянные и чугунные трубы XVIII века, прокладки из бычьей кожи, «чумичку» — ведерко для нагревания свинца, которым заливали стыки труб. Большим фонтанным ключом начала ХХ века, возможно, запускали «Самсон».

Почетное место в музее занимает медная фонтанная фигура «Мопс», созданная в 1957 году Борисом Воробьевым, известным ленинградским скульптором-анималистом. Отдельная витрина отведена макетам устройств для проведения фейерверков. От сравнительно простого «колеса» до «лебедя» и «мальтийского креста». Салюты были важной частью культуры петровского времени.

Мраморные итальянские скульптуры XVIII века «Нептун» и «Вулкан» украшали каскад «Шахматная гора». В годы Великой Отечественной войны, как и другие скульптуры с этого каскада, они были надежно спрятаны музейщиками под землю в Нижнем парке и хорошо сохранились. Но время берет свое: оригиналы на открытом воздухе заменяют на копии. Впрочем, это уже другая история.

Открытие нового сезона — хороший повод рассказать о ближайших планах музея. О них говорил Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф». Летний сезон 2022 года будет посвящен Петру I. 21 мая состоится весенний праздник фонтанов «Виват Ассамблея», на сентябрь намечен осенний праздник, который также пройдет под знаком царя-преобразователя. От Петрозаводска до Дербента ГМЗ «Петергоф» организует выставки, посвященные первому российскому императору. Главная — «30 картин из жизни Петра Великого» — откроется 9 июня на Марсовом поле.

Для посетителей музея-заповедника сообщу, что все подлинные петровские экспонаты никуда не поедут и будут весь сезон находиться на своих местах в Большом дворце и дворце «Монплезир». Только что из Петрозаводска вернулись редингот (костюм для верховой езды), стол, изготовленный царем, и его коллекция голландских пейзажей.

Впервые за последние три года открылись все музеи Петергофа, кроме павильона «Эрмитаж», где продолжаются реставрационные работы. Павильон находится на островке, недавно там обнаружен старый разводной механизм моста. Сейчас музейщики и реставраторы обсуждают, возможно ли его использовать. Предстоит принять сложное инженерное решение.

В июле откроются северная анфилада Китайского дворца и долгожданный павильон Катальной горки в Ораниенбауме. Продолжаются работы в Верхнем парке Петергофа, высажена часть деревьев, они постепенно приживаются. Реставрация этого парка должна быть завершена в 2024 году.


#ГМЗ «Петергоф» #фонтаны #музеи-заповедники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7157) от 25.04.2022 под заголовком «Согрелась душа Петергофа».


Комментарии